Найти тему

Халлю. Как компакт-диски способствовали появлению школ айдолов

Оглавление

Меня всегда интересовал вопрос: «Что же произошло в Корее, что послужило толчком для волны халлю?»

Если с дорамопромом все ясно, даже статью написала «Халлю. Почему они «стартанули» именно в начале века?», то с k-pop – сплошной туман... почему все-таки шоу-бизнес стал отраслью экономики, почему в Корее массово стали появляться продюсерские компании и результатом их деятельности стали мировые чарты, в которых корейские айдолы обосновались настолько, что живут там в пижамах, с зубной щеткой и домашними тапочками?

И кажется пазл сложился... там были экономические предпосылки и появились технологии, изменившие поведение пользователей.

Первый проигрыватель компакт-дисков

Sony CDP-101, 1982 г., первый коммерческий проигрыватель компакт-дисков для потребителей.

Компакт-диск – это развитие технологии LaserDisc, в которой используется сфокусированный лазерный луч, обеспечивающий высокую плотность информации, необходимую для высококачественных цифровых аудиосигналов. Прототипы были разработаны Philips и Sony независимо в конце 1970-х годов. В 1979 году Sony и Philips создали совместную рабочую группу инженеров для разработки нового цифрового аудиодиска. После года экспериментов и обсуждений в 1980 году был опубликован стандарт Red Book CD-DA.
После коммерческого выпуска в 1982 году компакт-диски и их проигрыватели пользовались огромной популярностью. Несмотря на то, что они стоили до 1000 долларов, в период с 1983 по 1984 год в США было продано более 400 000 проигрывателей компакт-дисков. Успех компакт-диска был обусловлен сотрудничеством компаний Philips и Sony, которые объединились, чтобы договориться и разработать совместимое оборудование. Унифицированный дизайн компакт-диска позволил потребителям покупать любой диск или проигрыватель любой компании, а также позволил компакт-дискам безоговорочно доминировать на рынке домашней музыки.

Компакт-диск был лишен недостатков магнитофонной ленты – прежде всего – это прямой доступ к записи (не нужно перематывать пленку, чтобы добраться до нужного трека), легкий, не занимает много места и на него помещался стандартный музыкальный альбом. Поэтому потребители моментально почувствовали прелести технической новинки.

Sony CDP-101, 1982 г., первый коммерческий проигрыватель компакт-дисков для потребителей. (иллюстрация из Википедии)
Sony CDP-101, 1982 г., первый коммерческий проигрыватель компакт-дисков для потребителей. (иллюстрация из Википедии)

С развитием технологий емкость компакт-дисков росла, устройства дешевели, стали доступны массовому потребителю и появилась возможность писать и перезаписывать их собержимое. Здесь ставлю NB!

Потребитель получил новую, удобную возможность обмениваться каким-то контентом (книги, фильмы, музыка) в обход официальных дистрибьюторов.

С распространением технических новинок и компьютерных технологий пришли новые требования к шоу-бизнесу, телевизор и радио перестали быть основным источником развлечений, теперь пользователь стал выбирать то, что ему нравится, а не то, что показали «насильно». Грамотные люди в индустрии развлечений моментально уловили «куда дует ветер», последовали реформы.

Вот, что пишут про скандально-известного Китагаву
1990 – 2009
Примерно в 1990-х маркетинговая стратегия Johnny & Associates изменилась, включив проведение шоу в число своих специальностей. В то время агентство сосредоточилось на маркетинге певческих и танцевальных талантов своих артистов, пока они не уйдут из индустрии развлечений примерно в возрасте 25 лет.

MP3-плеер

А вот здесь на сцену выходят чеболи и Корея... Началось все с оглушительной популярности ресурса Napster.

Napster (New artist program) – файлообменная пиринговая сеть, созданная Шоном Фэннингом (при участии Шона Паркера и Джордана Риттера) и действовавшая в период с июня 1999 год по июль 2001 года, когда он посещал Северо-Восточный университет в Бостоне. Названием сервиса стал псевдоним Шона. Napster был первым широко используемым p2p (peer-to-peer) файлообменным сервисом и оказал сильное влияние на людей, использующих Интернет. Сервис позволял легко обмениваться музыкальными файлами с другими людьми, что привело к обвинениям в нарушении авторских прав со стороны музыкальной отрасли. Несмотря на то, что сервис был остановлен по решению суда, он привёл к появлению децентрализованных peer-to-peer сетей, контролировать которые гораздо сложнее.

Фактически, любой пользователь сети интернет мог скачать на компьютер полюбившуюся музыку и составить собственный плей-лист. После этого встал вопрос: «А почему пользователю не дать возможность носить устройство для вопроизведения аудио в кармане?»

цитата ниже отсюда

... крупные производители аудиотехники, такие, как PANASONIC, SAMSUNG, SONY, THOMSON, PHILIPS, LG и SANYO, активизировались и постепенно стали брать все в свои руки...
В сложившейся расстановке сил на рынке MP3-плееров особое положение, пожалуй, занимала южно-корейская iRIVER... Основательно вложившись в разработку дизайна и софта, iRIVER неизменно поставляла на рынок самые продвинутые плееры, которые заслуженно снискали репутацию самых функциональных в мире.
...
Датой рождения компании Reigncom, «матери» iriver, был январь 1999 года. Основатель компании Ян Док Чжун (Yang Deok-Joon), как и семеро его ближайших соратников, был выходцем из Samsung Electronics.
Хотя MP3-плеер был тогда еще совсем «новорожденным» устройством, в его жизни уже много чего успело произойти. На рынке присутствовало как минимум две модели: Saehan MpMan и Diamond Rio. Уже отгремели судебные баталии RIAA против Diamond Multimedia, итог которых давал MP3-плеерам право на существование. Новые производители быстро подключались: вот уже и Samsung анонсировала две модели, подтягиваются и другие компании – Mpio, RCA-Thomson, Creative. К июлю 2000 года, когда, наконец, появился на свет бренд iriver (тогда еще iRiver), рынок MP3-плееров был уже достаточно плотно населен.

Так сложилась обстановка, что в азиатском эпицентре распространения контента, оказались не японцы, а корейцы с их устройствами.

Продюсерские компании в Южной Корее

Продолжаю складывать пазл... через десять-двенадцать лет после появления в продаже CD-проигрывателей, в Корее, по образу и подобию Японии, открываются продюсерские компании, которые начинают соответствовать изменившимся запросам публики:

SM Entertainment: Основана в 1995 году Ли Суманом, SM Entertainment является крупнейшей развлекательной компанией Южной Кореи. Она разработала и популяризировала множество звезд K-pop, таких как BoA, TVXQ, Super Junior, Girls' Generation, SHINee, EXO, Red Velvet, NCT, SuperM, Aespa и RIIZE.

YG Entertainment: Основана в 1996 году Ян Хён Соком, YG Entertainment также является одной из крупнейших развлекательных компаний в Южной Корее. Она представляет таких артистов, как Big Bang, 2NE1, WINNER, iKON, BLACKPINK и TREASURE.

JYP Entertainment: Основана в 1997 году Пак Чинёном, JYP Entertainment также является крупной развлекательной компанией в Южной Корее. Она представляет таких артистов, как 2PM, Day6, Twice, Stray Kids, и Itzy.

Внизу статистика продаж CD-дисков (иллюстрация отсюда)

-2

Компании начали готовить айдолов за три (!!!!) года до пика продаж CD носителей и до появления mp3-плейеров.

А вот свежие данные (март 2023) опрос в США оттуда же.

-3

54% процента потребителей США предпочитают иметь доступ на всех устройствах к собственным плей-листам, 41% – считают важным качество звука и изображения, 39% – ищут новый контент, 32% – удобство использования цифрового контента и только 25% – предпочитают иметь собственные копии любимых фильмов, книги и музыку.

Четко понимая, что неоплемена, вольные в выборе объектов обожания, скорее всего потянутся за айдолами, поэтому производство айдолов поставили на поток. В Корее была атмосфера (своеобразый Первичный бульон) для создания современного шоу-бизнеса, там были готовы к изменению поведения потребителей развлекательного контента, смешав адский коктейль: совместили распространение контента и производство/продажу оборудования для его просмотра/прослушивания.

Дырка вместо карточки пазла

Дальше сплошные загадки. Создание продюсерской компании – это большой финансовый риск. Нужно отобрать подростков и обеспечить специальную подготовку. Если начинается новое дело, то провалы и ошибки неизбежны. Нет преподавателей, нет программ, нужны специалисты по поиску талантов.

Ниже фильм, в котором показано как отбирают детей в балетные училища. Чтобы сделать такой фильм, нужна история школы в сто лет.

Как отбирать детей в айдолы? Это же не только хореография или музыкальные способности.

Поэтому для таких проектов нужны деньги, большие дешевые деньги и надолго... Откуда пришли деньги в шоу-бизнес Кореи? На чьи деньги открывались агентства, которые ковали кадры для волны халлю? ... но люди, рискнувшие на старте, были весьма умны и дальновидны.

Статья на сайте

P.S. На сайте опубликовано начало романа «Восток-Запад. Одиссея айдола». Новые главы публикуются по пятницам.
P.P.S. Особые благодарности читателям блога, в т.ч. «Краповым береткам» за ссылки, умные мысли и поддержку.