Этот относительно небольшой особняк в Глазовском переулке был построен в 1899-м. Специалисты считают, что именно он стал первым зданием в Москве, полностью построенным в «новом стиле», который ныне известен как «модерн». Конечно, в таком, во многом экспериментальном проекте, пристрастные критики и знатоки европейской моды немедленно обнаружили сходство с характерными чертами art-nouveau в исполнении знаменитого бельгийца Виктора Орта. Впрочем, никто не отрицал с самого начала, что использованные «образцы» не копировались, а серьезно и весьма оригинально перерабатывались автором – Львом Николаевичем Кекушевым…
Естественно, про этот «творческий манифест» одного из корифеев московского модерна написано очень много и достаточно подробно. Сам Лев Николаевич опубликовал пространное описание этого особняка в журнале «Зодчий», что было для него случаем исключительным. Повторять детальные и профессиональные описания специалистов не имеет особого смысла. В целом проект был просто идеальным образцом стиля. Сразу бросается в глаза характерная для строительства «изнутри» асимметрия планировки. Этакий конструктор форм, каждая из которых соответствовал функции определенного помещения.
Все непременные черты новой моды тут на своем месте. Разнообразие оконных проемов, фактуры отделочных материалов и декоративных деталей, использованных в данном случае очень деликатно.
Более того. Кекушев сам проработал в проекте все до малейших интерьерных деталей с характерным для него пристрастием к использованию дерева. Конечно, в силу особенностей времени, очень многое утрачено, но и сегодня удивляет великолепная парадная лестница,
разнообразие оригинальных дверей,
изящные потолочные балки
и даже чудом уцелевший встроенный буфет эскиз которого тоже был сделан Львом Николаевичем.
К счастью уцелевшие детали ныне явно сохраняются очень бережно и даже современные витражи в здании общего впечатления отнюдь не портят…
Хотя рассказать хотелось бы немного о другом…
Принято считать, что изначально сей весьма смелый для своего времени проект Лев Николаевич создавал для себя и собственного семейства. Участок, в районе уже облюбованном московской богемой, был приобретен на имя супруги Кекушева – Дарьи Ионовны. Строительные работы начались в 1898-м и были закончены на следующий год. Но самое интересное, что Кекушевы в этом доме никогда не жили, а в 1900-м у него уже был новый владелец. Существует красивая легенда о том, как состоятельный промышленник пришел в восторг от нового особняка и предложил за него такие деньги, от которых владельцы просто не смогли отказаться. Но, честно говоря, дело думаю было в другом, еще более оригинальном, варианте развития событий…
В 90-х судьба свела Льва Николаевича с одним из крупнейших отечественных «железнодорожных магнатов» знаменитым Саввой Ивановичем Мамонтовым. Полагаю первым опытом их сотрудничества стало проектирование Кекушевым станционных построек Московско-Ярославской железной дороги главным акционером которой был Савва Иванович. Но дело было далеко не только в этом. Мамонтов, вообще сильно увлекавшийся современным искусством, в искусстве архитектурном был настоящим апологетом европейского модерна и имел склонность к масштабным градостроительным затеям. И одной из таковых стало создание Северного домостроительного общества. Предполагалось, что сие общество, вместо традиционной схемы работы «под заказчика», будет строить элитное жилье в «новом стиле» по собственным проектам и, как бы сейчас сказали - «под ключ». Именно для него Кекушев разработал несколько проектов в том числе самый известный – который будет реализован им позднее на Остоженке за собственный счет. Само же общество так и осталось на бумаге поскольку в 1899-м Савва Иванович по обвинениям в несостоятельности, злоупотреблениях и хищениях оказался в тюрьме. Из тюрьмы он вскоре выйдет, но о грандиозных планах придется забыть окончательно. И вот тут Лев Николаевич, как я думаю, несмотря на потерю крупного спонсора, решил рискнуть сам частично использовав уже разработанные планировочные решения и сам принцип реализации проекта. Благо у него к тому времени была и собственная архитектурная мастерская…
В конечном итоге, не будучи ограничен каким-либо надзором, Кекушев построил то, что хотел и так как хотел, не ограничивая себя расходами на декор и строительные материалы, когда считал это оправданным. По большому счету, это была откровенная авантюра, но авантюра вполне удавшаяся. В 1900-м покупателем этой оригинальной постройки стал Отто Адольфович Лист – племянник, а по совместительству еще и зять, одного из крупнейших московских фабрикантов – Густава Ивановича Листа. В ту пору он был директором одного многочисленных машиностроительных заводов дядюшки, но особыми предпринимательскими талантами или коммерческими успехами никогда не отличался и история про покупку «того что приглянулось» за «очень большие деньги» вызывает вполне обоснованные сомнения. Более того, около 1908-го Отто Адольфовичу этот особняк пришлось продать его следующим владельцам…
Впрочем, позднее подобная «схема» строительства окажется Льву Николаевичу просто не по карману. Слишком непривычна и рискована была она для того времени. Но зато сам «авторский модерн» имевший теперь вполне осязаемый и практически идеальный «образец» станет для Кекушева и его мастерской самым ходовым товаром и принесет ему громкую славу, поток частных заказов, а значит и денег. Хотя увы. «Взлет» будет краток. Но это уже совсем другая очень трагическая история…
P.S. После Листа владелицей особняка стала Наталия Константиновна Кусевицкая, которая и поселилась здесь со своим супругом – известным музыкантом и дирижером Сергеем Александровичем Кусевицким превратив свой дом в один из самых ярких и известных культурных центров Первопрестольной. Один только список бывавших здесь знаменитостей может служить своеобразным персональным справочником «Серебряного века». Последним хозяином особняка был «Русский Форд» - Алексей Павлович Мещерский, который переехал в Москву с молодой любовницей бросив свою семью в Петрограде. Это было в феврале 1917-го. Позднее именно он пытался «договорится» с Лениным о взаимовыгодном сотрудничестве и именно его Ленин назвал «архижуликом». Об этом довольно странном деле я как-то писал в истории о его домовладении в имперской столице…