Иногда может возникнуть ощущение, что между работой детектива и психолога есть кое-что общее.
Специалисту часто приходится перебирать версии и разгадывать своего рода загадку – почему у клиента есть тот или иной «симптом» или сложность. В зависимости от ответа (варианта) – можно очень по-разному выстраивать алгоритм помощи.
Вот, к примеру, страхи у детей.
Когда это главная причина обращения за помощью, мы будем перебирать и исследовать примерно вот такие варианты, и проверять (искать подтверждения или опровержения) каждой из возможных версий.
Ведь можно посмотреть на фобию или страх (или причины их возникновения):
1. Как на последствие сложного опыта (как страх связан с тем, в чем ребёнок принимал участие/ видел/слышал/ чувствовал. Здесь прозвучит история, что ребенок так или иначе был в ситуации, когда что-то происходило (авария, пожар, другие похожие инциденты).
2. Как на способ получить нечто важное или реализовать какую-то потребность/ через воздействие и взаимодействие. Речь о ситуациях, когда ребёнок через страх может менять расклад в семье, например, спать с мамой в одной кровати, если он скажет о своем страхе темноты. Помимо своего перемещения к маме, это также может «заставить» папу спать на кухне, тк кровать маленькая; и это в свою очередь повлияет на отношения пары супругов. Тут важно исследовать круговые (циркулярные) связи, и потенциальную «вторичную выгоду» для всех участников. Отдельно важно понять, как реакции близких могут случайно «закреплять» симптом.
3. Как на признак более серьезной патологии, когда помимо страха есть другие сложности дома или в социуме, но страх – это заметная верхушка этого айсберга. В этих случаях важно узнать больше про сам страх и его особенности; и уточнить другие важные моменты о том, как ребенок себя ведет и как себя чувствует (как спит, ест, во что и как играет, может ли справляться с задачами типа посещения школы или детского сада)
4. Страх как сигнал - мне слишком много изменений и я не успеваю к ним адаптироваться / мне не хватает стабильности и точек опоры. Это про случаи, когда страх начался на фоне или после больших изменений – переездов, изменения состава семьи, потери работы у родителей
5. Страх как семейная тема, или напоминание о прошлом опыте, когда что-то плохое или опасное случилось не с самим ребёнком, а с кем-то ещё, но для ребёнка эта тема важна, даже если от события прошло много лет. Это не миф, а совершенная реальность – тяжелый травматический опыт может вызывать страхи десятки лет спустя, потому что цель этого страха – быть памятью и оберегать следующие поколения от ужасного. Для этого вида страхов часто бывает уместна связка с тем, что называют трансгенерационной травмой, или травмой поколений.
6. Страх как реализация одной из задач возрастного этапа. Да, есть возрастные периоды, когда страх – это признак совершенно нормативного развития мышления и эмоционально-волевой сферы. При этом – для разных возрастов будут специфичны свои виды страхов; и есть дети, для которых будет заметен каждый этап, а есть такие, которые проходят эти ступени почти незаметно.
7. Страх как биологический механизм защиты тела, у которого включился в режим “тревога”. В этом случае можно думать о том, что за страхом может стоять полезная и важная реакция «древнего» отдела головного мозга, который отвечает за сохранение тела в безопасности.
8. Страх как фоновое мироощущение - я маленький, беспомощный, у меня мало контроля и сил, а мир вокруг большой и опасный. Тут можно думать в сторону того, а почему у этого человека именно сейчас есть ощущение дефицита контроля и безопасности, и как можно на это влиять.
9. Страх как реакция на тайны и недосказанность в системе, и не всегда верное предположение – «от меня скрывается какая-то опасность».
10. Страх как признак перегрузки впечатлениями (в т.ч. положительными) для ребенка с очень возбудимой и чувствительной нервной системой.
Хорошая новость заключается в том, что почти всегда при сотрудничестве психолога, родителей и ребенка можно найти "ответ" на такой "паззл" или "загадку", и улучшить самочувствие.