Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

О ресурсных техниках и самолетах

К сожалению, мало, кто из практикующих психологов-консультантов и немедицинских психотерапевтов изучал Relive-терапию и поэтому многие вообще ничего не знают об этих техниках. Кроме того, большинство психологов придерживаются мнения о том, что в работе с клиентами необходимо использовать только научно обоснованные методы, важнейшим из которых является КПТ - когнитивно-поведенческая терапия. И действительно, в настоящее время КПТ является, пожалуй, единственным научно обоснованным подходом в психотерапии.

В плане научной обоснованности Relive-терапии повезло на много меньше. Помню, два года назад, одна моя коллега-психолог рассказывала мне о том, как, во время патопсихологического практикума со слушателями курсов профессиональной переподготовки по клинической психологии, врач-психиатр, Палин Александр Васильевич, проводивший занятие в психиатрической больнице им. Ганнушкина, демонстративно швырнул на пол монографию Е.А. Полякова со словами о том, что это "хрен-терапия"!.

Однако, если копнуть подноготную КПТ, то выясняется, что выборка клиентов, использованных для статистического научного обоснования эффективности КПТ, отнюдь далеко не репрезентативна, а подавляющее большинство техник КПТ, как утверждает автор Relive-терапии, кандидат психологических наук, Е.А. Поляков, были созданы лишь для лоска, ибо применение этих техник на практике в работе с реальными клиентами бывает весьма затруднительным. Взять, к примеру, хотя бы ту же известную технику "Падающая стрела" Аарона Бека, применяемую для поиска глубинных убеждений, лежащих на уровне бессознательного клиента. Кстати, если интересно, попробуй, примени её в деле со своими пациентами. Ты увидишь как это трудно.

Более того, Е.А. Поляков сказал также, что, если бы в КПТ действительно были бы полезные, работоспособные техники, то он непременно заимствовал бы их и непременно включил бы их в арсенал методов Relive-терапии. Но проблема в том, что, по-настоящему полезного в КПТ, на самом деле не так уж и много.

Что же касается самих ресурсных техник Relive-терапии, то, хотя они и очень эффективны, но работать с ними, как правило, клиенту бывает очень неприятно!
Клиент часто видит в психологе шарлатана и воспринимает эти техники как какие-то глупые, забавные, наивные, детские. И поэтому очень часто избегает работать.

Так, возможными реакциями клиента могут быть смех, зевота, трансовое состояние, раздражение, нежелание отвечать на "глупые" (с его точки зрения) вопросы и т.д. На самом же деле эти реакции вполне нормальны и представляют они ни что иное как
сопротивление бессознательного. Ведь ресурсные техники как раз и усиливают сопротивление, поднимают его и одновременно преодолевают, обходя защитные механизмы, устремляясь вглубь бессознательного.

А пройти сопротивление очень важно для того, чтобы затем стало легче решать как актуальные, так и более глубокие проблемы клиента. Это также важно как, например, пройти канал в корне зуба при лечении острого пульпита.

В каком-то смысле, то, что мы делаем в терапии, метафорически похоже на то, как самолёт, занимая исполнительную позицию "Старт", включает на полную мощность реактивные двигатели, чем создает
максимальное сопротивление, чтобы затем бежать ему навстречу, взлететь и успешно лететь затем к цели благодаря усилению и преодолению сопротивления.

Если же клиент саботирует, отказывается от работы в простых и "глупых" (с его точки зрения) техниках Relive-терапии, то он не сможет работать в терапии при решении актуального запроса!

Так как люди, в подавляющем большинстве своем, не любят сталкиваться со своим сопротивлением, а, тем более, трудиться и продираться, благодаря "глупым" техникам, сквозь сопротивление, так как это тяжело и, банально, не интересно, лень, то, как правило, и не хотят пользоваться техниками Relive-терапии, а предпочитают пойти к психиатру и попить таблеточки. Либо просто прийти к психологу, поговорить, получая кратковременное облегчение от высвобождения аффективно заряженных, напряженных эмоций и, так и не решив свою актуальную проблему, уйти домой.

И многие психологи этому сами же и способствуют, так как пытаются работать с проблемой сразу же, минуя тяжелую предварительную работу по разблокировке базового сопротивления клиента..

Простой пример. Клиент просит психолога освободить его от сильного страха при виде собак. Для работы в терапии нам, прежде всего, нужно активировать эмоцию этого страха. Но эмоция должна быть рассмотрена не сама по себе, а только в конкретном ситуативном контексте. Для этого мы просим клиента вспомнить и рассказать нам какой-нибудь случай из его жизни, в котором он чувствует страх перед собакой.

Клиент вспоминает и рассказывает. И вот, когда психолог, случая внимательно рассказ клиента, уже начинает мысленно предвосхищать успех в работе, клиент внезапно огорчает психолога тем, что честно признается ему, что здесь и сейчас, погружаясь в этот случай с собакой, он никакого вообще страха почувствовать там не может. Ни ощущений в теле, ни страха.

Почему же так происходит? Возможно, конечно, не был установлен достаточный раппорт (доверительные отношения). Либо в родительской семье клиента действовал запрет на выражение эмоций.

Так или иначе, это сильная защитная реакция -
вытеснение.

Кстати, "вытеснение" - это термин Зигмунда Фрейда. Анохин же предложил более простой и понятный термин -
торможение.

Так или иначе, в таких условиях терапевтическая работа с заявленным запросом клиента невозможна. Обычный психолог, конечно, часами будет пытаться разговорить клиента, используя случайные ассоциации на тему собак, проективные методики, в том числе, метафорические ассоциативные карты, и так далее.

Однако практика многих консультантов подтверждает, что эмоцию страха таким путём удаётся поднять далеко не всегда.

Как же действовать психологу в таких ситуациях?

Можно, конечно, прибегнуть к экспозиционной терапии - взять живую злую собаку в кабинет и напугать клиента. Однако далеко не всегда возможно достать такую собаку.

А, что, если например, клиент боится крокодила? Мы же не будем искать живого крокодила и вести его в кабинет к клиенту!

Поэтому
в Relive-терапии мы будем действовать совсем по-другому. Мы предложим клиенту пройти ресурсную терапию. В результате, в процессе работы, его страх перед собакой существенно ослабеет, либо практически полностью переработается сам по себе, либо усилится на столько, что мы сможем переработать его специальными техниками для работы с травмой.

Более того, при работе в ресурсных техниках очень велика вероятность того, что страх клиента ослабеет не только перед собаками, но и в других ситуативных контекстах (не связанных с собаками), чего в принципе невозможно было бы достичь ни в КПТ, ни в других подходах. Такова уникальная особенность ресурсных техник Relive-терапии!

В более же сложных случаях проблемы вроде как бы и не решились, но уже не воспринимаются человеком так травматично как прежде.

Вот так вот работают ресурсные техники на деле.

Хотите попасть в ресурсное состояние? Пишите на whatsapp 8 926 322 98 85

Автор: Жуков Алексей Олегович
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru