Современные исследования ученых показывают, что распространенность агрессивного поведения детей имеет тенденцию к росту. Крайним выражением агрессии и жестокости, как показывают реалии сегодняшнего дня, стали случаи нападения на школы и массового насилия со стороны учеников, сопровождаемые гибелью детей и учителей. Дети – это отражение социума, в котором они воспитываются. Получается, что напряженность в обществе, его тенденции и процессы, могут проявляться в повышенной агрессивности в детской, и особенно в подростковой среде, т.к. подростки остро чувствуют окружающую действительность, перед ними стоят задачи взросления, что рождает некоторую отчужденность и чувство одиночества, а опыта справляться со своими переживаниями еще нет. Но раз агрессия проявляется, значит она для чего-то нужна.
Слово «Агрессия», происходит из латинского корня aggredi – ad gredi, где grades означает «шаг», а ad – «к». Таким образом, первичное значение слова «агрессия» - двигаться вперед, к определенной цели, без колебаний, без сомнений и страха.
Если свести к общему современный подход к понятию и исследованию человеческой агрессии и ее последствий, его можно выразить следующими утверждениями:
- Агрессия по основной своей функции является адаптивным, т. е. приспособительным механизмом, как у животных, так и в жизнедеятельности людей;
- Как и другие адаптивные механизмы, которыми спонтанно пользуются люди в ситуациях стресса и фрустрации, агрессия может стать чрезмерной и патологической, а потому и разрушительной;
- Агрессия нередко тесно переплетается с другими психическими механизмами, составляя адаптивные или дезадаптивные комплексы и стратегии.
Р. Бэрон и Д. Ричардсон дают такое определение: агрессия - это любая форма деструктивного поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения.
Таким образом, агрессия – это одна из основных биологических функций, определяющая способность индивида к целеустремленным действиям в межиндивидуальной сфере.
Уже с самых ранних лет жизни дети начинают совершать различные агрессивные действия. Такое поведение выражается в стремлении нарушить установленный порядок, создать ситуацию неразберихи, устраивать драки, кусаться, плеваться, ругаться и т. п. Агрессивность детей в ходе их роста и развития – явление неизбежное, т.к. это характерный способ приспособиться к социальной среде, адаптироваться и исследовать границы дозволенного.
Детская агрессия может оставаться в рамках нормы и выражаться как естественная и нормальная реакция на агрессогенные воздействия, но в определенных условиях может стать патологической, садистической: дети могут наслаждаться своими агрессивными действиями, восприятием страданий своих жертв – животных, других детей. Патологическая агрессивность может выражаться в разнообразных формах, которые можно наблюдать в поведении «трудных» детей, хулиганов и психопатов. Негативность, повышенная жестокость и мятежность – это уже пограничные с патологией формы выражения агрессивности.
Условий и причин повышенной агрессивности детей много. Важно исключить органические поражения нервной системы и другие ментальные проблемы, поэтому иногда необходимо обратиться к врачу-психиатру, педиатру и др., чтобы исключить заболевания требующие лечения.
Общим условием жестокости и агрессии являются неблагоприятные семейные условия, которые могут проявляться, как показывают современные исследования в следующем:
- Низкий уровень жизни семьи: материальный, культурный и т.п.;
- Ситуация неполной семьи;
- Отчуждение друг от друга членов семьи (конфликты, отсутствие эмоционального тепла, насилие и т.д.)
У агрессивных детей с трудной семейной ситуацией, задерживается морально-нравственное развитие, медленно развивается способность к эмпатии, что создает предпосылки для развития жестокости и способности к насилию.
Агрессия в подростковом возрасте (10-16 лет) может проявляться в агрессивном поведении в школе, на улице, дома в отношении рядом находящихся людей. Это могут быть как физически агрессивное поведение, так и вербальное выражение агрессивности (грубые слова), в меньшей степени агрессия может выражаться в отношении неодушевленных предметов (например вандализм), и самая скрытая форма агрессии –аутоагрессия – это агрессия направленная на себя. Одной из ее проявлений является суицидальное поведение.
Напомню, что агрессия - это чаще поведение, видимые действия. С агрессией ассоциируются такие чувства как гнев, ненависть, ярость. Это верхушка айсберга. За таким поведением, скрываются другие чувства, чаще связанные со страданием: боль, обида, страх.
Ю.Б. Гиппенрейтер описала это в своей книге «Общаться с ребенком. Как?» на примере "Кувшина эмоций"
За агрессией скрывается страдание и неудовлетворенные потребности в любви, понимании, внимании и т.д. Необходимо понимать это при взаимодействии с подростком (хотя это работает и со взрослыми), важно не принимать агрессивное поведение на свой счет, а видеть за злобой боль, пытаться отыскать ту потребность, которая в данный момент не удовлетворена. Часто поддержки, внимания и понимания бывает достаточно, чтобы снизить градус напряженности и агрессии в поведении подростка, при условии его ментального здоровья. Это относится к индивидуальной работе и взаимодействию с подростком. При большом скоплении подростков в школах, учреждениях необходимы дополнительные меры воздействия, т.к. в группах действуют дополнительные факторы и определенные механизмы.
О том, как можно работать с агрессией и ее профилактикой в образовательных учреждениях, поговорим в следующей статье.
Всегда рада видеть вас на своих консультациях.
Автор: Марчук Олеся Николаевна
Психолог, Кризисный
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru