Одно из известных событий Сталинградской битвы, которое включают во все описания — это подвиг девушек-зенитчиц, остановивших немецкие танки, чуть было сходу не ворвавшиеся в Сталинград.
Такое событие действительно было и подвиг этих молодых девушек, заслуживает того, чтобы о нём писали. Другое дело, что большинство описаний страдает некоторыми неточностями, и практически все упоминающие об этом событии переписывают одно и тоже, не стараясь что-то выяснить или проверить.
Если кратко, то обычно пишут, что на пути у немцев встал 1077-й зенитный артиллерийский полк, почти полностью укомплектованный девушками-добровольцами, что два дня — 23-го и 24-го августа, они сдерживали две сотни немецких танков 14-го танкового корпуса, подбили и уничтожили 83 вражеских танка, ещё много другой техники пожгли, а пехоты немецкой так и на три батальона уничтожили. И самолётов тоже несколько сбили. Наших зенитных орудий было уничтожено 37, но немцы не прошли, и были поражены тем, что расчёты погибших пушек состояли из молодых девушек. В последнее время, правда, стали уточнять, что девушек в полку было меньшинство, приводят цифру в 75 человек, а погибло их то ли 41, то ли 46. Везде стараются упомянуть, что после огромных потерь в бою с зенитчицами, Гитлер лично снял командира 14-го корпуса генерала Виттерсгейма, заменив его на генерала Хубе.
В целом обычно пишут тексты люди далёкие от темы, например, не понимающие разницы между батареей и дивизионом.
Это событие экранизировали создатели киноэпопеи «Сталинград». Правда, киношники зачем-то раздели зенитчиц в кадре догола, что добавило в не очень удачную кинокартину ещё один очередной ляп.
Я человек занудный и предпочитаю, по возможности, уточнять и проверять ключевые факты.
Итак, начнём с немцев.
23-го августа, с захваченного ранее плацдарма на Дону, начинается наступление 16-й танковой дивизии Вермахта. За 11 часов она преодолевает свыше 50 км и выходит к берегу Волги севернее Сталинграда. Следом за танковой дивизией в прорыв идёт 3-я моторизованная, задача которой удерживать пробитый коридор. Немногочисленные советские части по дороге удаётся рассеять.
После того, как передовые части 16-й танковой дивизии вышли к Волге, боевая группа Крумпена поворачивает к Сталинграду. В составе группы 1-й батальон 2-го танкового полка, 64-й мотопехотный полк, две сапёрных роты, батарея 88-мм зенитных орудий, дивизион 150-мм гаубиц и дивизион реактивных миномётов.
Количество танков в этой группе найти не получается, скорее всего сами немцы точно не знали, сколько машин на ходу. Известно лишь, что по сводке на 18-е августа в дивизии был 81 исправный танк — 9 Pz.Kpfw.III(kz), 55 Pz.Kpfw.III(lg), 5 Pz.Kpfw.IV(kz) и 12 Pz.Kpfw.IV(lg), и к 23-му августа число танков не изменилось. Видимо, количество танков в боевой группе Крумпена не могло превышать 20-25 машин. Исходя из того, что в ней был один танковый батальон из трёх и после долгого марша в любом случае немало машин должно было выйти из строя.
Из отчёта боевой группы Крумпена о сражении за Сталинград от 23-го августа:
Вечером, быстро и неожиданно для врага прорвавшаяся боевая группа Крумпена достигла района условного пункта 722. Всего в 8 км от неё текла Волга…
По остановившейся колонне открыли сильный огонь батареи зениток и ПТО противника, стоявшие в глубоких балках. Наша артиллерия прямой наводкой обстреливала выявленные вражеские батарейные позиции севернее пункта 722.
По приказу дивизии 2-й батальон 64-го полка был выдвинут на создания заслона на севере примерно по линии пунктов 714-715-716, а усиленный 1-й батальон 64-го полка вместе с одним танковым батальоном получил приказ атаковать Спартаковку, северный пригород Сталинграда, и Сталинградский танковый завод, чтобы затем занять оборону фронтом на юг примерно по линии пунктов 728-730.
В то время, как усиленный 2-й батальон 64-го полка при небольшом вражеском сопротивлении быстро занял назначенный рубеж, усиленный 1-й батальон 64-го полка из-за наступившей темноты и усилившегося сопротивления противника, продвигался вперёд очень медленно.
По этой причине стало невозможно войти в населённый пункт западнее пункта 730. В течение ночи, под сильным вражеским огнём из всех видов оружия, батальон окопался левым флангом на углу железной дороги в 2,5 км запад-северо-западнее условного пункта 730 и правым флангом на западном краю аэродрома в 2 км севернее пункта 728.
Из данных на 24-е августа:
Назначенная на утро 24.8.42 атака 2-й роты 64-го бронегренадёрского полка и 2-й роты 16-го сапёрного батальона (слева) на условный пункт 730 застопорилась из-за чрезвычайно сильного вражеского огня из Спартаковки.
Из истории 16-й танковой дивизии:
В северных пригородах, Спартаковке (с её тракторным заводом), Рынке и Латашанке, находились русские зенитки, обслуживаемые женщинами. Они встретили наступающих своими снарядами. Пушка за пушкой, 37 огневых позиций были приведены к молчанию танковым батальоном Штрахвица и II/64.
Из истории 2-го танкового полка 16-й танковой дивизии:
Обходя укреплённые населённые пункты, боевые группы вышли к пригородам Сталинграда. 6-я рота первой сообщила о выходе к Волге в первые послеполуденные часы. Здесь танки попали под сильный огонь зенитных пушек. После многочасового боя, вражеские зенитки, некоторые из которых обслуживались женщинами, были приведены к молчанию.
Судя по всем доступным немецким документам, 24-го августа им было уже не до атак, они занимали круговую оборону, чтобы удержать захваченные позиции, поскольку их постоянно атаковали наши части. Хотя большая часть потерь зенитчиков приходится именно на 24-е августа.
Про свои потери немцы ничего не сообщают. Данные о количестве танков 16-й дивизии есть лишь на 27-е августа. На тот день имелось 68 исправных танков — 9 Pz.Kpfw.III(kz), 44 Pz.Kpfw.III(lg), 4 Pz.Kpfw.IV(kz) и 11 Pz.Kpfw.IV(lg). Простая арифметика тут бесполезна, за эти дни танки могли быть не раз подбиты и восстановлены.
Что касается цифры немецких потерь в советских источниках, то, с большой долей вероятности, можно предполагать, что фигурирует общее число имевшихся в 16-й дивизии танков.
Командира 14-го корпуса генерала Виттерсгейма действительно сняли. Но было это 14-го сентября. Перед этим его корпус успешно отразил мощное наступление Сталинградского фронта, но сам генерал проявил пораженческие настроения. Он говорил, что крайне опрометчиво вести бои, имея к северу от Сталинграда огромную нависающую группировку советских войск, которая может в любой момент окружить всю 6-ю армию Паулюса, и предлагал отвести войска за Дон, во избежание катастрофы. Генерала сняли, даже не представляя, как он был тогда прав.
В советских источниках претендентов на то, что именно они остановили 23-го августа немецкие танки хватает. Это и 10-я дивизия НКВД, и рабочие отряды, и армейские части. В той или иной степени, в боевых действиях принимал участие все. Но реальную силу представляли именно части ПВО, поскольку зенитные орудия представляли реальную угрозу для немецких танков.
Есть схема расположения зенитных батарей в районе Сталинграда в августе 1942 года. Она из книги «Войска противовоздушной обороны страны». Судя по всему, данные там не совсем точные, и не указаны батареи малокалиберной артиллерии, но, в любом случае, понятно, что немецкие танки вышли на позиции 1077-го полка.
Есть различные воспоминания о том, как сражались зенитчики, сколько танков вышло на конкретные батареи, кто и как погиб. Их можно найти в интернете, но, поскольку там не упоминается про девушек, то я их приводить не буду.
Можно лишь сказать, что во второй половине дня 23-го и в ночь на 24-е была уничтожена та часть орудий, которая оказалась на пути немецких танков.
О том, сколько в полку служило девушек, все приводят цифру 75 человек. Хотя, она может быть и не точной, поскольку это количество военнослужащих женского пола, прибывших с первой партией. Были ли ещё партии мне найти не удалось. Возможно, что девушек было и больше.
Во всяком случае, бо́льшая часть (более 90%) личного состава полка — это мужчины.
Сколько тогда погибло девушек цифры немного расходятся. Количество раненых нигде даже примерно не фигурирует.
Я не планировал это делать, когда начинал статью, а сейчас решил. Давайте просто перечислим их всех, кто героически погиб в те дни. Своим подвигом они это уж точно заслужили.
Данные я взял из именного списка потерь 1077-го зенитного артиллерийского полка с 23-го августа по 1-е декабря 1942 года. Эти девушки и женщины погибли, умерли от ран или пропали без вести 23-го и 24-го августа. Я также включил и одну погибшую 25-го — Ушерову.
Прочитайте этот список полностью, внимательно. Давайте почтим таким образом их память:
Аглетдинова Раиса Гималатдиновна, 1920 г.р., телефонистка;
Аева Маршида Миннибаевна, 1920 г.р., дальномерщик;
Беленькая Белла Георгиевна, 1922 г.р., номер ПУАЗО;
Белослудцева Валентина Никитична, 1922 г.р., орудийный номер;
Бенус Елена Яковлевна, 1922 г.р., номер ПУАЗО;
Бескаравайная Александра Юрьевна, 1923 г.р., приборист;
Бондаренко Варвара Николаевна, 1920 г.р., разведчик;
Величко Надежда Алексеевна, 1923 г.р., номер ПУАЗО;
Воробьёва Агриппина Григорьевна, 1919 г.р., орудийный номер;
Горбатова Мария Ефимовна, 1922 г.р., разведчик;
Горбунова Валентина Павловна, 1923 г.р., телефонистка;
Гуренко Мария Суворовна, 1921 г.р., повар;
Емельяненко Елена Ильинична, 1920 г.р., телефонистка;
Застежко Лидия Сидоровна, 1918 г.р., орудийный номер;
Иванова Тамара Николаевна, 1923 г.р., санинструктор;
Крюкова Александра Константиновна, 1917 г.р., орудийный номер;
Кузнецова Наталия Георгиевна, 1922 г.р., номер ПУАЗО;
Маханова Мария Алексеевна, 1919 г.р., старший дальномерщик;
Мельникова Таиса Ивановна, 1921 г.р., радист;
Нарежная Раиса Ермолаевна, 1922 г.р., фельдшер;
Новикова Татьяна Николевна, 1923 г.р., санинструктор;
Новошилова Мария Ивановна, 1922 г.р., номер ПУАЗО;
Осина Мария Николаевна, 1922 г.р., дальномерщик;
Осина Мария Павловна, 1912 г.р., повар;
Павлова Раиса Ивановна, 1923 г.р., метеонаблюдатель;
Попова Александра Ивановна, 1923 г.р., дальномерщик;
Резникова Вера Дмитриевна, 1920 г.р., радиотелеграфист;
Резникова Ольга Петровна, 1921 г.р., номер ПУАЗО;
Садохина Александра Даниловна, 1921 г.р., номер ПУАЗО;
Самойлова Анна Филипповна, 1920 г.р., телефонистка;
Семакина Мария Павловна, 1922 г.р., телефонистка;
Силло Людмила Михайловна, 1921 г.р., телефонистка;
Сорокина Анна Фёдоровна, 1922 г.р., телефонистка;
Ткаченко Зинаида Александровна, 1921 г.р., разведчик;
Ускова Валентина Андреевна, 1922 г.р., разведчик;
Ушерова Эфира Григорьевна, 1923 г.р., телефонистка;
Фердман Софья Абрамовна, была придана из 317-го полка;
Фоменко Зоя Константиновна, 1922 г.р., телефонистка;
Хализова Наталия Александровна, 1921 г.р., номер ПУАЗО;
Хитущенко Надежда Никифоровна, 1924 г.р., орудийный номер;
Ховалкина Варвара Фёдоровна, 1920 г.р., телефонистка;
Шафир Фрида Львовна, 1922 г.р., телефонистка;
Шипанова Татьяна Митрофановна, 1918 г.р., орудийный номер;
Яковлева Валентина Петровна, 1923 г.р., дальномерщик.