Как и когда Москва стала так притягательна для представителей разных народов?
Об этом подкаст «Про Большой город» говорил с Владимиром Козловым, москвоведом, автором-составителем книг «Москва гостеприимная» и «Москва многонациональная», руководителем Центра краеведения, москвоведения и крымоведения Института наследия им. Лихачева.
⚡ Полностью беседу можно прослушать по ссылке на удобной платформе 👉 Apple Podcasts, Яндекс Музыка, VK, Mave, YouTube, Rutube
Кто и когда жил в Москве
Москва очень органично росла, впитывала и перерабатывала чужую культуру. Когда этот процесс проходит быстро, могут быть катастрофические последствия. История дает тому много примеров. Но Москве повезло: здесь не было гонений на представителей других народов, ксенофобии и погромов. Есть расхожая точка зрения, что в старину люди не любили чужаков. Но у нас было иначе: если человек оказывался искуснее местного мастера, то его приглашали жить, давали работу.
Появление в Первопрестольной представителей других народов чаще всего было связано с расширением Российской империи и военными катаклизмами – миграционные волны принесли в Москву грузин, шведов, французов, поляков, евреев, белорусов и многих других.
Палитру народов, которые жили в Москве и вносили с вой вклад в ее процветание, можно представить по бизнесу, который они вели.
✅ Французы были сильны в индустрии комфорта.
✅ Немцы – аптекари, механических дел, мастера, литейщики, ученые, архитекторы. Многие московские заводы связаны с именами немецких владельцев. Мода, пошив одежды, парфюмерия, образование, гастрономия и кондитерское искусство – в этом они были сильны.
✅ Татары исполняли работу дворников, они числились госслужащими, весь институт регистрации жителей держался на них.
✅ Армяне и грузины – занимались торговлей.
✅ Белорусы были искусными мастерами.
В начале XX века 94,5% населения Первопрестольной были русские. При этом к русским тогда относили и белорусов, и украинцев (как еще говорили, малороссов). Самой большой диаспорой были немцы – 2% населения Москвы. Но если точнее, тогда не делили по принципу «русский – не русский», а говорили «православный» и «инославный». Разделение проходило по вере.
Какие иностранцы проложили дорогу в Москву
Интерес заморских гостей к Москве был понятен: здесь хорошо платили, не было такой жесткой конкуренции, как в Европе, и можно было хорошо зарабатывать.
Первыми поехали греки. Они занимали высокое положение: были священниками, монахами, иконописцами. Старшие братья по вере, они считались наставниками – учили русских православию, писали иконы. Приглашались и мастера, которым тут же давали русские имена. К примеру, Василий Ермолин, зодчий и реставратор, который вырезал фигуру Георгия Победоносца на Спасских воротах Кремля (она стала гербом Москвы), был грек. Или Феофан Грек, написавший Донскую икону Божьей Матери.
Когда с XV века начался рост Москвы как политического центра. В это время в городе появились итальянцы (их тогда называли «фрязины»). Преимущественно это были архитекторы и реставраторы. Они построили десятки храмов, среди которых Успенский и Архангельский соборы. Итальянцев было немного, но они чеканили монету, делали кирпич. Москвичи до этого кирпич не использовали – строили из дерева и белого камня.
Малороссы
В XVII веке, после Переяславской рады, в Москве появились малороссы. Селились компактно: так в столице возникла улица Маросейка. До наших дней в этом районе сохранились палаты Мазепы, палаты дьяка Украинцева.
Белорусов завозили в Москву как отличных мастеров. В 1670-е годы на территории нынешней Белоруссии шла война с Польшей, а в Москве прошла чума. Наступило полное разорение. Белорусские специалисты славились как резчики и мастера по изразцам: самые лучшие резные иконостасы в Москве делали белорусы.
Большой приток мигрантов в Москву дали войны с Польшей. Польские пленные стали в городе оседать, жениться, обзаводиться хозяйством. Сейчас нам об этом напоминают две Старопанские слободы в Москве: одна в Замоскворечье плюс Старопанский переулок в Китай-городе.
Гости с Кавказа
Армянские торговцы появились в Москве в XVI (по некоторым данным в XV) веке. Селились компактно – слободами, и было их немного. Благодаря хорошим связям с Персией, в Москву через Кавказ шли товары. Об армянском присутствии в старой Москве напоминает Лазаревский институт восточных языков, созданный на средства богатой армянской семьи Лазаревых. В Армянском переулке сейчас находится посольство Армении. Есть в столице армянское кладбище, также как и немецкое (сейчас Введенское), и еврейское, и караимское.
Грузины освоили Москву чуть позже – в XVII веке, когда возникла угроза жизни христианам на Кавказе. На самом деле, присоединив Кавказ, Россия спасла там христианское население, которое вырезали турки и персы. Одним из мест грузинского присутствия в Москве стало село Всехсвятское – нынешний храм на Соколе напоминает о тех временах.
В 1688 году хозяйка села Федосья Милославская вышла замуж за имеретинского царевича Александра Арчиловича (тот служил главным артиллеристом при Петре I). Был построен Храм Всех Святых, где служба велась на грузинском языке, находилась фамильная усыпальница, работала первая грузинская типография. Знатных грузин хоронили в Нижнем храме Большого собора Донского монастыря. На месте нынешней Большой Грузинской улицы раскинулась Грузинская слобода, и уже в советское время был поставлен памятник русско-грузинский дружбы.
Англичане
Англичан в российскую столицу занесло случайно. Был такой английский мореплаватель Ричард Ченслер, который разведал северный морской путь, соединяющий Англию с Россией. Иван Грозный, заинтересованный в расширении торговых связей, Ченслера принял и подарил палаты в 1550-х годах. А кроме того разрешил англичанам вести у нас беспошлинную торговлю. Всему этому пришел конец в 1649 году, когда в Англии убили короля Карла I. Тогда царствовал уже Алексей Михайлович, он завил, что с цареубийцами дело иметь не желает. Английским торговым представителям было предписано покинуть Москву.
Немцы
Самая колоритная из национальных слобод была, конечно, Немецкая. Она несколько раз меняла свое место: так, при Алексее Михайловиче ее перенесли на правый берег Яузы. Это была большая территория с европейской планировкой, красивыми домами, фасады которых выходили на улицу, кирхами, костелом, магазинами, многочисленными мастерскими. Население слободы в несколько тысяч человек – кроме самих немцев – составляли голландцы, шотландцы, шведы, швейцарцы, итальянцы, французы.
Шведов, кстати, было много:после Северной войны пленные осели в Москве. Тут можно вспомнить о параде побежденных, который первый раз провел Петр I, и идею которого позже позаимствовал Сталин. После победы в Северной войне тысячи пленных шведов провели по Москве, с пушками, знаменами. Немалая часть из этих пленных остались в Москве, женились, обзавелись хозяйством. Люди они были мастеровые, особенно хороши в точных науках, поэтому могли заработать на себя и на семью. О шведской колонии в Москве напоминает Шведский тупик.
Евреи
Евреи в Москве появились только в конце XVIII века. Это были купцы с хорошими связями на европейском рынке. Власти выделили им место на Глебовском подворье – в самом центре города. За очень короткое время еврейское население в Москве увеличилось в разы – от нескольких сотен человек до 30-35 тысяч. Надо сказать, в бизнесе еврейские купцы оказались проворнее наших. Русские стали жаловаться во все инстанции на нечестную конкуренцию. Назревал серьезный кризис, который закончился тем, что с начала 1890-х годов евреев начали выселять из Москвы.
После того как началась Первая мировая война, и немцы захватили российскую часть Польши, Москву накрыла новая волна мигрантов, бежавших от военных действий – в том числе, евреев. Для их устройства отдавались целые доходные дома. Большие лагеря еврейских беженцев располагались прямо в городе – в частности, в Черкизове и в Марьиной Роще. В Марьиной Роще и сейчас располагается синагога, Еврейский общинный центр, Еврейский музей и центр толерантности.
Понравилась статья? Ставьте 👍 и подписывайтесь на нас в Telegram – там еще больше интересного 🙌