Вы когда-нибудь задумывались почему Россия из года в год продолжает проводить пилотируемые запуски к МКС, хотя если смотреть трезво, то какой результат показала пилотируемая космонавтика за прошедшие 30 лет?
Другое дело, что без регулярных запусков произойдет утрата компетенций и если РФ вместо игрищ и безответного вливания миллиардов в среднеазиатские республики решит заняться наукой, пилотируемая космонавтика будет основой на которой будут построены миссии к Луне и Марсу.
А утрата компетенции шутка страшная. Простой пример самолет Ил-114. Самолет, решение о создании которого было принято в 1980-м году и который взлетел в небо в 1990-м сегодня не может войти в серию по банальной причине- компетенция утрачена.
Ил-114 вне всяких сомнений может именоваться главным неудачником российской авиации. С 1990-2023 было произведено не более 20 машин и каждая из них была выполнена в разной комплектации.
К 2013 году этот конструктор решили списать со счета, однако буквально на следующий год, когда против России были введены первые санкции, Президент выдал поручение выпуск самолета наладить.
То есть, давайте посмеемся вместе. В 2014 Президент дает поручение, в конце 2023-го самолет по-прежнему не выпускается серийно. Кто виноват и что с этим делать?
Как водится, в РФ не виноват никто. Просто оно само так получилось, как ранее получилось с Ту-204/214, Ил-96 и МС-21. Просто в оговоренные сроки серийная машина так и не встала на крыло. Проблема кроется в утрате как инженерных, так и управленческих компетенций, когда у промышленности более не получается выпускать массовые высокотехнологичные изделия.
Главная загвоздка Ил-114- его силовая установка ТВД ТВ7-117СМ. Мотор разрабатывался с начала 1980-х, однако довести до ума за 40 лет его не удалось, хотя аналогичные моторы в вертолетной турбовальной версии используются на современных российских геликоптерах Ка-52 Ми-28 и Ми-38.
Проблема первых версий мотора заключалась в низком заявленном ресурсе эксплуатации, который не превышал 800 часов, тогда как иностранный аналог Pratt & Whitney 127H эксплуатировался не менее 6000 часов. Эксплуатант это не устраивало, а денег на доведение мотора до ума не было.
Аналогичный двигатель использовался и на другом самолете Ил-112, однако несовершенство силовой установки привело к катастрофе этой машины в результате чего Ил-114 также оказался под вопросом.
Мы в ОК
Согласно актуальной информации в 2023 ТВД ТВ7-117СМ таки довели до ума и двигатель прошел испытания, однако вопрос серийности Ил-114 сейчас подвешен в воздухе хотя до 2030 года должно было быть поставлено до 140 таких воздушных судов.
По итогу, в серию самолет скорее всего войдет и таки заменит на линиях устаревшие Ан-24/26 ресурс которых близок к завершению. Однако станет ли самолет реально массовым остается открытым.