Этот год был очень непростым, но, наверное, можно сказать успешным. Я запустил несколько новых инвестиционных проектов. Результат увижу года через 3-4, а то и все 10. Но результат-то хочется получить здесь и сейчас.
Встретил знакомую, она говорит: «Мурат, что-то ты осунулся». Да потому, что 9,5 месяцев этого года были очень яркими и посвящены работе на будущее. А до результата – как до Кейптауна пешком.
С новым проектом – как с ребенком: он только родился, а ты уже любишь его, заботишься и все ждешь, когда же он вырастет. А сил забирает много. И что еще из него вырастет?
Все чаще думаю о том, что устаем мы не от большого количества работы, не от непомерного числа задач, а именно от отсутствия результата. И вот тут и зарождается эта противная штука – выгорание. Хотя с чего бы?
У меня ведь есть так много всего, чего нет у других! Есть работа в режиме 24/7. Есть мечта. Есть мои путешествия, интересные, сложные, классные. Мои родные и близкие, которых я очень люблю.
У меня хватает сил, времени и возможностей. Ко мне приходят за советом люди.
– Мурат, а как ты считаешь, что будет завтра, через месяц, через год? – спрашивают они, надеясь услышать какой-то точный прогноз. Но я же не астролог. Я не знаю.
И кто-то невольно проникает в твое пространство, а ты – в его. Вечером приходится разговаривать с попутчиком, а не с Алисой (которая от Яндекса). Почему надо уезжать куда-то, чтобы справиться с эмоциональным выгоранием? Нет ответа на этот вопрос.
Мое эмоциональное выгорание может быть от рутины: заваливаюсь в какую-то яму и солнца не вижу! Постоянно кому-то должен. Да, многое мне дается очень легко. Но когда вот так просто все удается, другие очень быстро находят в твоей работе мизерные ошибки. И вот ни одной мелочи не прощают.
– Мурат! Ты же эрудит (умный, крутой, мужчина, обещал: нужное подчеркнуть)! – говорят они. – Ну как ты можешь ошибиться!
Вот так и получается, у меня есть обязанности, а права на ошибку нет.
Как-то разговаривал с одним хорошим знакомым. Он сказал:
– Мурат, я бы в разведку с тобой пошел, и хочу даже очень… Но не могу.
И правда, нередко получается так, проект разработал, запустил, потратил время, деньги, силы, в конце концов. А партнер говорит: «Извини, дальше идти не могу – у меня долги».
И хорошее начинание может стать обязаловкой для меня, а не счастьем, мечтой и удовольствием. Поэтому я с давних пор всегда даю себе время и возможность для достойного выхода из проекта. «Извини, у меня долги», – фраза не для меня, я должен людям платить зарплату, что-то обещать, гарантировать, кого-то защищать.
Я должен быть всегда позитивным, первым, идущим навстречу, добрым и щедрым. И от этой рутины устаешь, читай – выгораешь (а может, сгораешь).
Я зависим от огромного количества людей. Взаимозависим. Кто-то не услышал меня, не понял, кто-то включает ребенка. Помните классификацию по Юнгу: ребенок, родитель и взрослый? И мне приходится иногда включать модель родителя. Что делать? Нередко отвешивать «оплеуху» этому «ребенку», чтобы он перестал истерить и пошел работать дальше. В горах проще. Отвесил ребенку-истерику затрещину, сказал пару ласковых – и все, отряд идет дальше. В работе – сложнее. Но, если я хоть чего-то хочу добиться в жизни, я должен идти на конфликт, а потом еще и разрешать его.
Как много надо делать, чтобы просто держаться на плаву… На работу – к 7 утра, заниматься спортом, читать книги, решать вопросы, разрешать споры и давать советы. Кстати, раньше я приходил на работу к 8. Мои коллеги к 9. Но потом они увидели, что Мурат-то уже на работе за час до начала рабочего дня. Значит, тоже можно прийти, поговорить, решить какие-то вопросы, на которые не хватило времени вчера.
Теперь я прихожу к 7. Просто затем, чтобы подумать, вспомнить о своей мечте. Записать ее в блокнот. Но когда выгорел, новые мечты уже не рождаются. И я просто переписываю старые из страницы в страницу.
Вечером я социально активен. Провожу время с близкими, иногда могу идти на переговоры или заниматься спортом, а лучше и то и другое.
Как я справляюсь со своим выгоранием:
Первое – регулярная циклическая физическая нагрузка — проще говоря, бег (хорошо подойдет велосипед, скандинавская ходьба или гребля на лодке).
Отлично помогает перезагрузке экстремальное путешествие. Не пять звезд с all inclusive и никаких перелетов в удобных креслах известных авиакомпаний. Лозунг один: «Чем меньше комфорта, тем лучше!» Дорога до места назначения, пожалуй, самое прекрасное в путешествии. Это определённый способ медитации: едешь и абстрагируешься от внешнего мира. А если путь неблизкий и заковыристый, еще лучше! Садитесь в поезд, на автомобиль, велосипед или мотоцикл и путешествуйте.
Второе – хотя бы раз в месяц побыть один день в тишине и наедине с самим собой, отлично, когда есть возможность уехать в домик в лесу без электричества, связи и отвлечений.
Третье – максимально возможный отказ от телевидения, интернета, мессенджеров, радио и современной музыки после 18:00 — это информационная диета. Медитируйте, сидите в темноте, учитесь правильно дышать — уменьшайте световую и звуковую интоксикацию и количество лишнего кислорода в организме.
Четвёртое – гуляйте три раза в день (это в идеале, но хватит и двух: дорога на работу и обратно) и делайте растяжку — это хорошо снимает физические зажимы и улучшает состояние и повышает продуктивность мозга.
Пятое – общайтесь с позитивными людьми, особенно с теми, с кем у вас нет профессиональных задач, но есть общие увлечения, ценности и симпатии. Иногда полезно иметь свой план ликвидации контактов с манипуляторами, дураками и неопределившимися.
Шестое – обнуляйтесь. Да-да, любым образом! Например, состояние приятной физической усталости и некого эмоционального восторга от успешно проведённого дня может вызвать чувство обнуления.
А седьмое…
Оставлю этот пункт для вашего рецепта. Пишите в комментарии, что вам позволяет держаться на плаву? Гореть, но не выгорать?
Пишите, подводите итоги, стройте планы, светите, но не сгорайте!Кстати, есть те, кто ликвидировал меня из своей жизни))). Мне было немного обидно)))
Буквы складываются в слова, слова – в предложения. Предложения – в смыслы. Смыслы – в цели. И мое состояние можно понять по моему исписанному блокноту. Где-то почерк четкий и ясный, где-то просто повторение предыдущих фраз. Но таким образом я снимаю внутреннюю агрессию и выгорание. И останавливаться нельзя, иначе – депрессия, алкоголь, и так далее. Потому я такой собранный и непьющий даже.
И что остается делать мне, когда остановить уже ничего нельзя? Искать какой-то выход, который устроит всех. А я не хочу этого делать, но должен.
Оруэлл писал: «Я думаю о мире, где люди не будут одинокими». А ведь нередко мы, даже окруженные большим количеством людей, чувствуем себя одинокими.
В этом году и разговоров было тоже не мало. Например, на Алтае. У нас четыре дня не было связи. На Телецком озере и водопаде Учар, где пропадает телефонная связь, вдруг возникают нормальные человеческие коммуникации. Мы спорим и ссоримся, вторгаемся в личное пространство друг друга. Едем в одном автобусе или в машине. И уже нет между тобой и соседом дистанции в метр, а всего каких-то 3-10 см. И вдруг… мы перестаем быть ежиками.