Где: Музей войны 1812 года (бывший Ленина)
До какого числа: до 12 февраля 2024 года
Императрица – жена Николая Первого Александра Федоровна, дочь прусского короля Фридриха Вильгельма Третьего.
Должна сказать, что на названии устроители, что называется, хайпанули, потому что сокровищ никаких там нет. Выставлены картины, статуэтки, посуда, личные вещи и вещицы, ценные с исторической точки зрения, высоко ценимые их обладательницей, но не сокровища в прямом смысле – диамантовых диадем, скажем, вы здесь не увидите.
Большая часть экспонатов приехала из музеев Петергофа,
что-то предоставил Исторический музей (ГИМ).
И это - прекрасная возможность рассмотреть то, на что никогда не хватает времени, сил и внимания, когда вы бегаете по Петергофу – кому придет в голову разглядывать бальные перчатки императрицы, если совсем рядом Самсон разрывает пасть Далиле льву.
Экспозиция же, раскинувшаяся в музее суровой, зимней Москвы, где всё равно больше нечем заняться, располагает к неспешному разглядыванию. Я получила несказанное удовольствие от всех этих милых и изящных мелочей – вееров, шкатулочек, ножей для разрезания книг, бюваров, пресс-папье - свидетелей давно ушедшей эпохи (ах!).
Листайте:
Вас встречает тронный зал
с само собой троном и с парадными портретами Николая Павловича (работы Д. Доу, 1826 г.) и Александры Федоровны.
И сразу напрашивается параллель с последним императором – тоже Николаем и тоже с Александрой Федоровной. Обе пары – редкое для династических браков исключение: они нежно любили друг друга всю жизнь.
Листайте:
Только Николай Первый успевал еще и державой справно управлять, а вот Второй с управлением явно не справился. Да и Алексы у них были совершенно разные: бель флёр (прекрасный цветок – такое у нее было прозвище) Александра Первая в государственные дела мужа не вмешивалась, малахольных старцев не привечала, да и наследников родила здоровых. Держала она себя так приятно, что вызывала глубокую симпатию и приязнь как у дальнего, так и у ближнего круга.
И строгий государь ценил и уважал ее, и когда Александра Федоровна выразила желание выстроить и обустроить дом по своему вкусу вместо того, чтобы донашивать то, что осталось от державных предков, Николай Павлович подарил ей целый парк в Петергофе и заказал старику Менеласу проект коттеджа. Что вполне естественно, потому что придворный архитектор Адам Менелас был шотландцем.
И «сельский домик» в полуготическом духе
(стиль «неотюдор») с островерхими элементами крыши, балкончиками и стрельчатыми окнами стал для императрицы отдушиной и очень полюбился домочадцам.
Даже после приснопамятного пожара в Зимнем дворце императорская фамилия съехала именно сюда, а не в какую-либо другую резиденцию. Пожаловав аккурат посреди зимы, они произвели переполох – заспанные слуги бросились протапливать дом (в зимние месяцы там поддерживалась температура в плюс восемь градусов) и освобождать окна от матрасов, которыми они закладывались на время холодов.
Начитавшиеся Вальтера Скотта, а потому идеализировавшие темные времена средневековья царственные супруги с удовольствием обживали свое новое гнездышко.
Александра Федоровна вдумчиво и со вкусом подбирала предметы интерьера, предназначенного именно для жизни, а не для приемов – лишь раз в году по случаю дня рождения императрицы доступ в сад царской дачи был открыт для всех сословий (при народной власти такое и в страшном сне не приснится - явиться, скажем, на дачу Сталина во времена его правления).
Один из визитеров, писатель и путешественник маркиз де Кюстин, автор нашумевшей книги "Россия в 1839 году" даже удостоился беседы с императрицей. Впоследствии он опубликовал такие ее слова: "Петергофская жизнь для меня невыносима, и я попросила государя выстроить какую-нибудь хижину, где глаза могли бы отдыхать от всей этой массивной позолоты».
И государыню можно понять – массивная позолота кому хочешь надоест, а вот дивно расписанная ширма из дерева и кожи,
Листайте:
а экран от солнца, вышитый шелковой нитью,
Листайте:
готические часы «Руанский собор» и два канделябра к нему – совсем другой коленкор, на них глаз просто отдыхает.
«Петергофская Италия»
тоже приехала в Москву, хоть и частично - экспонаты Царицына и Ольгина павильона, Знаменского дворца и Озерков занимают несколько залов, даже иногда оформленных в цветовой гамме или с элементами оригинальных павильонов.
Листайте:
Бывавшие в Царицыном павильоне Петергофа помнят, что он был решен архитектором Штакеншнейдером в стиле древнеримских жилищ на манер тех, что откопали в Помпеях. Ольгин павильон напоминает южно-итальянские сторожевые башенки torre, Озерки выстроены с реверансом в сторону древнегреческих зданий.
Листайте:
И предметы интерьера следуют итало-греческой стилистике -
очень хорош знаменитый «Этрусский сервиз», изготовленный на Императорском фарфоровом заводе (СПб) для Царицына павильона, ему вторит и набор письменных принадлежностей в том же этрусском вкусе. Задуман он был, впрочем, для кабинета императрицы в Знаменском дворце, а впоследствии перенесен в павильон «Озерки».
Листайте:
Из Знаменки в Царицын павильон переехал весьма оригинальный чайный сервиз с пластическим декором, очень удачно имитирующим кораллы. Идею повторили и в парных вазах, и в умывальном наборе, подаренном императрице к рождеству 1836 года (тоже Императорский фарфоровый завод, а не Мейсенский, например. Такое вот импортозамещение).
Интересно посмотреть на памятные вещи,
связанные с рождением первенца, - будущего императора Александра Второго.
Это, например, мерная икона «Александр Невский» в окладе, выполненная в соответствии с ростом новорожденного младенца в Москве, в 1818 году. Будущий наследник и родился в Москве, а святой Александр Невский был небесным покровителем великой княгини (тогда еще) Александры Федоровны.
Или крещальный ларец, изготовленный по случаю его крещения, которое состоялось 5 мая 1818 года в Алексеевском соборе Чудова монастыря. По окончании церемонии крестильная одежда великого князя была уложена в ларец и хранилась как памятная реликвия.
Листайте:
И опять я ходила и поражалась, как же все эти богатства сохранились в вихрях враждебных страшного двадцатого века, как не осели в карманах революционных матросов или рюкзаках хозяйственных немецких оккупантов.
Можно продолжить и дальше рассказ об экспонатах выставки, но все же, на мой взгляд, лучше сходить и посмотреть всё своими глазами.
Для тех же, кто не имеет такой возможности, покажу видео-экскурсию.