Раньше дети играли на улице, сейчас сидят в смартфонах. Еще каких-то двадцать лет назад ребенок с удовольствием изучал окружающий мир через прогулки на улице, а сегодня YouTube и TikTok заменили ему и обучение, и развлечения. Речь идет не только о влиянии на глаза и общее здоровье, но и формировании нездоровой зависимости.
Исследованием интернет-зависимости у детей занимаются многие ученые, так как вопрос все набирает актуальность. Например, в 2013 году Фонд развития интернета совместно с психологическим факультетом МГУ представили результаты, согласно которым половина школьников от 6 до 8 часов блуждают по интернету, не преследуя какой-то осязаемой цели. А у 52% наблюдалась депрессия в случае невозможности использования интернета. И это в далеком 2013, когда смартфоны только начали появляться!
Более свежее исследование, датируемое 2022 годом, которые провели в СурГУ, утверждает, что дети и подростки, которые много времени проводят в интернете, могут стать агрессивными, враждебными, склонными к насилию. Это объясняется тем, что интернет позволяет им запросто принять новую роль - смельчака, бунтаря, кого угодно. А в молодом возрасте не так просто провести параллель между реальностью и виртуальным миром.
Кроме этого, чрезмерное использование Интернета детьми и подростками приводит к целому ряду негативных последствий, одним из которых является развитие Интернет-зависимости. Интернет-зависимость, на языке психологов - компульсивное использование Интернета, она характеризуется неспособностью контролировать свое поведение в сети, что приводит к негативным последствиям в различных сферах жизни. Получается парадокс: пока ребенок играет в любимую игрушку или смотрит любимого блогера, все в порядке. Но когда он откладывает смартфон в сторону или закрывает крышку в интернете, ему сложно адаптироваться под естественные условия. Это ли мы хотим для своих детей?
Неумеренное использование Интернета, особенно в виде общения в социальных сетях, онлайн-игр и других не несущих смысла увлечений, может существенно повлиять на успеваемость ученика в школе. Постоянное увлечение виртуальным миром и тем, что он предлагает, отвлекает внимание от учебных обязанностей. Это приводит к снижению успеваемости и вызывает депрессивное настроение.
Ученики, проводящие много времени в социальных сетях или играющие в онлайн-игры, могут откладывать выполнение заданий и пренебрегать домашней работой. Собственно, так они и делают. Разумеется, это вызывает недовольство не только у учителей, но и у родителей. А в конечном итоге страдает сам ребенок. К тому же, непрерывный поток уведомлений создает отвлекающую обстановку, мешающую сосредоточиться на учебе. Важно и то, что привыкание к определенному онлайн-контенту может привести к снижению качества и количества времени, затрачиваемого на выполнение домашних заданий.
Негативное влияние на успеваемость проявляется не только у старшеклассников. Дети младшего возраста также могут испытывать трудности с поддержанием баланса между онлайн и офлайн деятельностью, что негативно сказывается на их раннем развитии.
Интернет-зависимость часто сопровождается малоподвижным образом жизни, способствующим возникновению различных проблем с физическим здоровьем. Ребенок либо сидит, либо лежит. Во многих случаях принимает неправильную позу, например, сидит в позе "обезьяны". Длительное время, проведенное перед экранами компьютеров, смартфонов или других устройств, приводит к недостатку физической активности. Малоподвижный образ жизни является известным фактором риска развития таких проблем, как ожирение, сердечно-сосудистые заболевания и заболевания опорно-двигательного аппарата. А переедание влечет за собой инсулинорезистентность и сахарный диабет.
Наиболее распространенным следствием длительного пребывания за экраном является нарушение осанки. Сгорбленная поза, в которой часто находится человек при работе с гаджетами, может привести к болям в шее и спине, а также к долгосрочным проблемам с опорно-двигательным аппаратом. Ребенок обретает остеохондроз шейного позвонка даже раньше, чем его родители.
Еще одной серьезной проблемой является нарушение режима сна. Использование Интернета в дневное время, а также поздно вечером нарушает естественный цикл сна и бодрствования. Синий свет, излучаемый экранами, может препятствовать выработке гормона сна мелатонина, что затрудняет засыпание. Хроническое недосыпание может привести к усталости, снижению когнитивных функций и ухудшению общего состояния здоровья.
Таким образом, безобидное решение родителей занять ребенка, подарив ему смартфон или планшет, в корне меняет его образ жизни. Формирование интернет-зависимости у неокрепшего организма с физической и психологической точки зрения, - это нормальное и закономерное следствие. Что же делать? Ограничивать? Нет, это, конечно же, не вариант! Надо искать и находить грамотный баланс в каждой конкретной ситуации. Не можете справиться? Тогда вам поможет квалифицированный специалист!