Топ-10 величайшие классические симфонии

779 прочитали
Фото: Yellow Dog Productions / Getty Images
Фото: Yellow Dog Productions / Getty Images

Исторически значимые и ошеломляющие в музыкальном плане: от Моцарта до Бетховена и Малера - вот наша подборка лучших симфоний. Западный классический канон изобилует грандиозной, роскошной музыкальной формой, которой является симфония. С момента ее появления в середине XVII века композиторы на протяжении всей истории один за другим принимали участие в симфоническом конкурсе. Оригинальная жесткая структура из четырех частей со временем развивалась, растягивалась и трансформировалась в безграничную форму, которую композиторы наполнили всевозможными музыкальными идеями, инновациями и повествованиями. Возможно, именно поэтому симфонии часто кажутся не только эпическими и театральными, но и глубоко личными. Выбрать всего десять лучших симфоний в истории - это, пожалуй, величайшее музыковедческое затруднение... но эти произведения, несомненно, демонстрируют симфонию в ее самых великолепных формах. Прокрутите вниз, чтобы ознакомиться с нашей подборкой топ-10 величайших симфоний.

Структура нашего сегодняшней подборки:

10: Моцарт: Симфония № 41, ‘Юпитер’
9: Брамс: симфония №4
8: Бетховен: Симфония № 9, ‘Хоровая симфония’
7: Berlioz: Symphonie Fantastique
6: Сибелиус: симфония №2
5:
Дмитрий Шостакович: Симфония № 10
4: Дворжак: Симфония № 9, ‘Симфония нового света’
3: Чайковский: симфония №6, ‘Патетическая’
2: Малер: Симфония № 5
1: Бетховен: симфония №3, ‘Эроика’

10: Вольфганг Амадей Моцарт: Симфония № 41, ‘Юпитер’

Ранний представитель и экспериментатор симфонической формы, Моцарт был частично, если не в значительной степени, ответственен за придание симфонии ее первоначального вида. Его сорок первая и последняя симфония позже получила прозвище ‘Юпитер" из-за неослабевающей энергии, плотности мотивационного развития и огромного масштаба произведения, который в свое время был беспрецедентным. От запоминающегося, яркого начала до высокооктанового финала ‘Юпитер’ излучает изящество, чистый классицизм, что делает эту симфонию одной из величайших симфоний всех времен.

9: Иоганнес Брамс: симфония №4

У Брамса было историческое несчастье жить в поколении после Бетховена. Брамс якобы испытывал огромное давление, чтобы убедиться, что его произведение не отстает от бетховенского эталона, но его тщательный, хорошо продуманный подход к композиции, несомненно, позволил создать одни из самых потрясающих симфоний в репертуаре. Возможно, одним из его самых смелых в музыкальном отношении произведений была четвертая симфония. Брамс гениально преодолевает пропасть между традицией и инновациями: классический по своему мотивирующему развитию, композиторской технике и финалу пассакальи, но в то же время удивительно романтичный по своему богатому гармоническому языку и оркестровке.

8: Людвиг ван Бетховен: Симфония № 9, ‘Хоровая симфония’

Абсолютный гигант. Огромный вклад Бетховена в развитие западной классической музыки и симфонического жанра просто неисчислим. Его последняя, девятая симфония - одно из самых замечательных произведений, когда-либо написанных. Добавление огромного хора и солистов (в финале знаменитой "Оды к радости") к тому, что было строго инструментальной формой, заставило слушателей, композиторов и критиков пошатнуться на несколько поколений вперед. Еще более примечательно? На премьере его глухота обострилась до такой степени, что он не мог слышать в полной мере восторженные аплодисменты.

7: Berlioz: Symphonie Fantastique

Гектор Берлиоз впервые использовал повествование в симфонической форме. Его фантастическая симфония - программный шедевр в пяти частях. Партитура рисует извращенный, вызванный опиумом сон, который начинается как история любви, сон о возлюбленном и ночь на балу. Однако в четвертой части главный герой идет на собственную казнь, убив свою возлюбленную, а жуткий финал изображает его собственные похороны, на которых присутствуют ведьмы и другие призраки. Как и программа, сопровождающие ее музыкальные образы столь же драматичны, сколь и гениальны.

6: Ян Сибелиус: симфония №2

Вторая симфония Яна Сибелиус чрезвычайно радостна, с ясностью и очарованием, характерными для композиторского стиля Сибелиуса. Это произведение излучает финскую душу, в нем вновь пронизывают нотки пасторали, начиная с ряби на воде и щебечущих гобоев в первой части, оживленной суеты в третьей и заканчивая волнующим финалом с вдохновляющей героической темой. Хотя Сибелиус отверг идею программы с политическим подтекстом, современное восприятие свидетельствует о том, что произведение действительно покорило сердца финского народа и стало символом национальной гордости.

5: Дмитрий Дмитриевич Шостакович: Симфония № 10

Отпечатки политических потрясений вездесущи в музыке Шостаковича. Как и его бурные отношения с советским режимом, его десятая симфония - это долгий, трудный путь. Хотя премьера состоялась после смерти Сталина в 1953 году, неясно, где была написана "могучая десятая". Красота этой симфонии заключается в ее уродстве: чувства отчаяния, страха и гнева порой вызывают дискомфорт при прослушивании, но безграничные эмоции и гениальный композиторский стиль Шостаковича делают эту симфонию одной из самых глубоких, эпических симфоний, когда-либо написанных.

4: Антонин Дворжак: Симфония № 9, ‘Симфония нового света’

‘Симфония нового света’ Дворжака, написанная в 1895 году, когда он жил в Америке, является одним из его величайших и наиболее известных произведений. Обратите внимание не только на красивую, хорошо известную мелодию из второй части, и вы откроете для себя гораздо больше. Например, эпическое скерцо, которое проносится со скоростью молнии, и пламенный финал, где потрясающая мощь оркестра воспроизводит тематический материал так театрально и мощно, что у вас зазвенит в ушах.

3: Пётр Ильич Чайковский: симфония №6, ‘Патетическая’

Последняя симфония Чайковского была также и его последним произведением в жизни: он умер всего через девять дней после того, как руководил премьерой в 1893 году. Множество теорий, связанных с его смертью, заставили многих интерпретировать это произведение как автобиографическое или, по крайней мере, как размышление Чайковского о смерти (знал ли он о неизбежности своей собственной или нет). Произведение в высшей степени эмоциональное, в нем на полную мощность раскрыта сила первозданного русского романтизма Чайковского. Симфония достигает кульминации в душераздирающем финале с потрясающе безутешными мелодиями, которые налетают и скользят, но в конечном счете не могут избежать падения во тьму.

2: Густав Малер: Симфония № 5

Малер наиболее известен своим подходом к композиции ‘разрывая книгу правил’ - принципом, который он щедро применял к своим симфониям. Хотя его вторая симфония заслуживает почетного упоминания, именно пятая попала в нашу десятку лучших. Пять частей изысканно сложной и снисходительной музыки, требующей огромных, неослабевающих исполнительских усилий. Малер действительно предлагает передышку в виде великолепного, легкого как воздух ‘Адажиетто’ перед потрясающим финалом.

1: Людвиг ван Бетховен: симфония №3, ‘Эроика’

Проще говоря, симфония Бетховена "Эроика" - это новаторский музыкальный шедевр, который навсегда сформировал ландшафт западной классической музыки. В 1803 году Бетховен сочинил произведение, столь же легендарное и революционное, как сам композитор и муза, которой были посвящены эти произведения: Наполеон. Откровенно говоря, в мире недостаточно превосходных степеней, чтобы отдать должное экстраординарному новаторству и чистому музыкальному гению, благодаря которым эта симфония вошла в историю как лучшая из когда-либо написанных, – так что вам просто придется ее послушать.

Спасибо, что дочитали до конца. Если вам понравилась эта подборка, не забудьте поставить лайк, подписаться на канал и написать в комментариях свои любимые произведения Сергея Рахманинова. До новых встреч, друзья! С вами был Дзен канал «Мир классических гармоний».

Если Вы пропустили наши другие подборки:

Кто такой Людовико Эйнауди
Лучшие работы Воана Уильямса
Лучшие работы Паганини