Что бы ответить на это вопрос получала ли советская машина высшую награду ЕХРО-58 нужно просто постараться быть максимально объективным и понимать ситуацию в которой проходила выставка. Отмечу, что это была первая выставка такого масштаба проводившаяся в Европе после завершения Второй мировой войны, которая прокатилась многотонным катком по всем странам без исключения. Стоит понимать и то именно поэтому организаторы постарались не обидеть ни одного из участников, в ходе выставки было присуждено более трех тысяч почетных грамот, призов и медалей. Если быть более точным то 3961. Это было политически верно, ведь столь масштабный форум, обошедшийся в огромные деньги должен был продемонстрировать достижения всех стран в послевоенный период. Конечно не обошлось и без казусов. К примеру павильоны СССР и США были расположены прямо друг на против друга и "борьба" продолжалась даже на вполне мирном мероприятии.
Конечно СССР участвовал в таких выставках с 20-х годов и основным посылом всегда была монументальность экспозиций. Однако, с приходом к власти Никиты Хрущева, имидж нашей страны стал меняться. Свободы обещанные новым руководством должны были показать всему миру то, что Союз вовсе не страшный медведь, а практически панда. К тому же повод для гордости у страны был. Это и Фестиваль молодежи и студентов проведенный годом ранее, и запуск сразу двух спутников земли. К слову американцам свой спутник до начала выставки так запустить и не удалось. И первый в мире атомоход "Ленин"(в то время все были помешаны на атомной энергии. Не зря символом выставки стал "Атомиум". Он сохранился до сего дня) И самолеты Ту-114 и Ил-18(можно закрыть глаза на то, что КБ Туполева фактически переделало 114-й из стратегического бомбардировщика Ту-95. Да и наступала эра турбореактивных самолетов). Союз показал огромное количество станков, макетов и действующих образцов. Сама экспозиция тоже своего рода чудо архитектурной мысли. Поскольку фундамента не было и вся основная конструкция держалась на 18 колоннах. Посетителям были предложены две "образцово-показательные" квартиры, в которых якобы живут строители коммунизма. Руководство нашей страны мало заботил тот факт, что большая часть ее граждан обитает даже не "хрущевках", строительно этих домов началось в 56-м, а в бараках и коммуналках. Но это же выставка и все пытались показать товар лицом. За время работы Экспо-58 павильон СССР посетило более 30 миллионов человек. И его за дело называли №1 и удостоили Гран-при выставки за архитектурное оформление.
Впервые был проведен международный опрос касающийся кинематографа, в нем приняли участие 117 критиков из 26 стран. И тут СССР обошел США. "Броненосец Потемкин" Сергея Эйзенштейна занял первое место и набрал 100 очков. На втором расположилась "Золотая лихорадка" Чарльза Чаплина.
Тогда почему же Золотую медаль получил павильон ЧССР(Чехословацкой социалистической республики)? Ответ на этот вопрос очевиден, поскольку в то время как все страны выпячивали свои достижения и пытались продемонстрировать свое превосходство над другими, чехословацкая экспозиция представляла собой некую мечту, где современность соседствует с историей.
А новейшие технологии тонко сочетаются с народным фольклором и прошлым. Основная цель - представить Чехословакию как некую прекрасную мечту, доступную всем, вне зависимости от вашего языка, страны проживания и политической ориентации. Людям пережившим войну это было важнее, чем представленная на экспозиции ФРГ первая полностью автоматическая стиральная машина. Не зря экспозиция носила название: "Один день в Чехословакии". К слову, ЧССР, даром, что меньше СССР получил достаточное количество наград. Помимо награды за сам павильон чехословацкая делегация увезла домой 56 Гран-при, 47 почетных грамот, 35 золотых, 18 серебряных и 14 бронзовых медалей.
Теперь к автомобилям. К примеру США был представлен всего одним производителем и одной моделью Ford. Причем модель Galaxie 1959 года была показана во всех предполагаемых вариантах кузовов. Вот Уильям Клей Форд-старший, последний из внуков Генри Форда, получает награду.
В дипломе было указано, что автомобиль удостоился этой чести поскольку обладает выдающимися пропорциями и передовым дизайном. Никто и никогда на Экспо-58 не выбирал лучший автомобиль того времени.
И конечно же компания использовала этот факт в своих рекламных буклетах. Поскольку это действительно единственный автомобиль представленный на Экспо-58 получивший Золотую звезду, но повторюсь он получил ее именно за пропорции и дизайн. Вот брошюра дилеров фирмы в ЮАР. Поэтому расположение руля вас смущать не должно.
А как же экспозиция СССР? Вопрос логичный. И на него тоже есть ответ. Итак, Золотые, серебряные и бронзовые медали выставки получили многие. Всего Советскому Союзу досталось 527 наград, в том числе 82 Гран-при, 79 почётных дипломов, 118 золотых медалей и множество серебряных и бронзовых. Однако, сам павильон был удостоен Гран-при за архитектурное оформление. Как я уже сказал выше Золотую медаль увезли в ЧССР. Так что же было выше? По иерархии смотра достижений на первом месте была все же награда Гран-при. К примеру Скульптура "Сокол" Сотникова получила как Гран-при так и Золотую медаль.
Теперь давайте разбираться с автомобилями. Если попытаться найти хоть какую-то информацию, то любой поисковый сервер выдаст вам сведения о том, что оказывается "Волга" ГАЗ-21 была признана лучшей! Господа штампующие такие тексты и даже особенно не утруждаются их творчески отредактировать, обычно просто перепечатывают текст друг у друга. Приводится занимательные фотографии, явно побывавшие в руках любителя фотошопа. Вот, к примеру фото "оригинального" диплома Гран-при выставки с изображением автомобиля "Волга".
Причем людей даже не смущает тот факт, что в тексте прямо сказано, что Гран-при получил именно Горьковский автомобильный завод, а не модель. Вот оригинальный вариант.
Многие начнут упрекать меня в том, что де текст на русском и значит все это подделки. Но это не так. Смотрите. Вот аналогичный диплом за Серебряную медаль полученную VEF, эти приемники в СССР прекрасно знали все. И текст так же написан на русском языке.
Моделями которые были удостоены высшей награды Гран-при были ЗИЛ-111, этот автомобиль хранится в Политехническом музее, а так же МАЗ. И именно как модели! Тем не менее, особо ретивые "патриоты" начинают всем рассказывать о том, что фото "оригинального" диплома размещено на сайте из Нидерландов. А в пример приводят рекламные проспекты того времени, изданые правда Автоэкспортом.
И формально в них нет неправды, поскольку "Волга" указывается в дипломе, впрочем как и ГАЗ-52 и Чайка. Но вот то, что как утверждают "историки", "Волга" была названа лучшим автомобилем совершенно неправда и никак доказательств этому не существует. Да и Гран-при, к примеру ТУ-114 указывает именно на модель самолета, а не на КБ Туполева.
Кстати, очень забавно, к примеру везде есть информация, что МЗМА был представлен двумя моделями Москвич-407 и Москвич-423. Брошюру на 12 страницах выпустил в 1958 году "Внешторгиздат".
Но вот то, что МЗМА показал или только хотел показать на Экспо-58 и свою новейшую разработку с индексом МЗМА-650 (Москвич-444/МЗМА-965) никто точно не знает. Да, фотографий найти невозможно, но если отпечатана брошюра, то вполне можно предположить, что его привезли, или только собирались вывезти в загранкомандировку.
И наконец самое главное Московский завод малолитражных автомобилей был удостоен вовсе не Гран-при, в отличие от ГАЗа, а получил тоже Золотую медаль. Вот реальная фотография диплома свидетельствующая об этом. Фотографию предоставил Денис Орлов, за что ему огромное спасибо.
А значит получается, что никто и никогда лучших(!) автомобилей на выставке в Брюсселе, проходившей в 1958 году, не выбирал. Ford увез в Америку Золотую медаль за выдающиеся пропорции и дизайн. А в СССР Золотую медаль выставки увез МЗМА. А вот ГАЗ именно завод, ЗИЛ, за модель 111 и МАЗ-250 получили именно Гран-при.
И вот еще что, что бы не возникало никаких разногласий более никто и никогда никаких медалей на выставках EXPO не вручал. Вот такая вот история.