Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Сонный паралич и феномен инкуба

Сонный паралич и феномен инкуба, как связаны эти явления?!

Поговорим сегодня о страшном для субъекта и интересном научном явлении – сонном параличе, часто об этом рассказывают клиенты и спрашивают почему это происходит. Так же обсудим как сонный паралич связан с«феноменом инкуба» и есть у них что-то общее. Как, что и почему происходит с нами в таком состоянии? Давайте разберемся в этом вопросе!

По статистическим данным от 5 до 40% молодых людей хотя раз в жизни испытывали состояние сонного паралича, если же вам неизвестно это состояние, то несколько литературных примеров, в которых и красиво описана одна из сторон этого явления.
«Я прекрасно чувствую, что лежу и сплю… Я это чувствую и знаю… но чувствую также, что кто-то приближается ко мне, смотрит на меня, трогает меня, вскакивает на кровать, становится коленями мне на грудь, охватывает руками мою шею и сжимает… сжимает ее… изо всех сил, чтобы задушить меня.

Я сопротивляюсь, но связан той страшной немощью, что парализует нас во сне: хочу закричать — и не могу, хочу пошевелиться — и не могу; задыхаясь, делаю невероятные усилия, чтобы повернуться, сбросить с себя существо, которое давит и душит меня, — и не могу!

И внезапно я просыпаюсь, обезумевший, покрытый потом. Зажигаю свечу. Я — один».

Ги де Мопассан «Орля»

«Иван хотел было кинуться к окну; но что-то как бы вдруг связало ему ноги и руки. Изо всех сил он напрягался как бы порвать свои путы, но тщетно. Стук в окно усиливался всё больше и громче. Наконец вдруг порвались путы, и Иван Федорович вскочил на диване. Он дико осмотрелся. Обе свечки почти догорели, стакан, который он только что бросил в своего гостя, стоял пред ним на столе, а на противоположном диване никого не было. Стук в оконную раму хотя и продолжался настойчиво, но совсем не так громко, как сейчас только мерещилось ему во сне, напротив, очень сдержанно».

Ф.М.Достоевский «Братья Карамазовы»

«Иногда он (домовой) забавляется, как всякий знает, вскочив сонному коленями на грудь и, принявшись, ни с того, ни с сего, душить человека; у других народов есть для этого припадка название алец, кошемар, а у нас нет другого, как домовой душил. Он впрочем, всегда отпускает душу на покаяние и никогда не душит насмерть».

В.И. Даль «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа»
Довольно наглядно не так ли?!

Первый опыт сонного паралича может быть очень пугающим из-за состояния субъективного бодрствования и полной неспособности двигаться. Кратковременное отсутствие возможности взаимодействия с поперечнополосатыми мышцами конечностей, и с вспомогательными дыхательными мышцами (межреберные мышцы), а диафрагма является единственной дыхательной мышцей, не затронутой во время эпизодов, пациенты во время сонного паралича часто испытывают некоторое угнетение/давление на грудную клетку или тяжелую нагрузку на грудную клетку (как верно писал В.И.Даль!). Итак, сонный паралич — это состояние, связанное с неспособностью двигаться, которое возникает, когда человек спит или просто бодрствует.

И здесь нам надо вспомнить о феномене инкуба: Incubus в переводе с латыни означает «ночная ведьма» или «кошмар». Происходящий от глагола incubare («ложиться»), этот термин когда-то относился к второстепенному демону или падшему ангелу, который в облике мужчины располагался на спящих женщинах, чтобы агрессивно и/или сексуально домогаться их. Другие приходили под видом женщины, которая также осаждала мужчин. В последнем случае предпочтительным термином был суккуб (для художественного оттиска суккуба). Вера в инкубов и суккубов как в живых, метафизических существ уходит своими корнями в Древнюю Грецию и за ее пределы (Roscher W.H., 1972; Sharpless B.A., 2015). Данный феномен сопровождают всю нашу историю, так же в греческом мы находитм еphialtes («тот, кто прыгает») и японском kanashibari («скованный металлом»), карибском kokma (дух умершего новорожденного), мексиканском me subió el muerto («мертвое тело взобралось на меня») и современного западного понятия похищения инопланетянами из космоса (Marc L. Molendijk, 2017).

Феномен инкуба имеет тенденцию оставаться в стороне от основных разговоров, об этом говорят редко из-за смущения, страха, боязни повторения, но это состояние редко является предвестником серьезных нарушений в будущем, с одной стороны, с другой – данное название утратило актуальность как в отечественной, так и в западной литературе, однако это явление идентифицировано в 117 языках и в каждом имеет собственное название (Sharpless B.A., 2015).

В то же время сонный паралич характерен для повышенного риска развития нарколепсии (непреодолимая сонливость в дневное время), часто наблюдается при алкогольной интоксикации, посттравматического стрессового расстройства, стрессами и соматическими заболеваниями.

Однако есть и другая точка зрения: которая объединяет оба явления. Так (Olunu E., 2018) приводят три основных фактора, связанных нарушениями сна и культурными нарративами. 1. Так называем незваный гость, ощущаемый присутствием, страхом, слуховыми и зрительными галлюцинациями. Предполагается, что он возникает в состоянии повышенной бдительности, инициируемом в среднем мозге. 2. «Инкуб», связан с давлением на грудную клетку, затрудненным дыханием и болью в груди. Во время быстрого сна происходит снижение активности дыхательных мышц, что вызвано торможением двигательных нейронов; это можно объяснить эффектами, наблюдаемыми у Инкуба. 3. вестибулярно-моторный опыт, который обычно связан с необычными внетелесными переживаниями, состоящими из парящих/летающих ощущений, и связан с положением тела, ориентацией и движением.

К предрасполагающим факторам относятся: сон на спине (апноэ при обструкции дыхательных путей, да-да это всем известный храп!), недосыпание и нарушение режима сна, смена часовых поясов.

Какие критерии диагностики?

Диагностические критерии рецидивирующего изолированного сонного паралича согласно Международной классификации нарушений сна, 3-е издание

А. Повторяющаяся неспособность двигать туловищем и всеми конечностями в начале сна или после пробуждения ото сна.
B. Каждый эпизод длится от секунды до нескольких минут.
C. Эпизоды вызывают клинически значимый дистресс, включая беспокойство перед сном или страх перед сном.
D. Расстройство лучше объяснить другим расстройством сна (особенно нарколепсией), психическим расстройством, состоянием здоровья, лекарствами или употреблением психоактивных веществ.

Как и почему это проходит?

Эпизоды проходят спонтанно или при сенсорной стимуляции, например, когда кто-то прикасается к человеку или звучит будильник, а иногда также при движениях глаз, инициированных субъектом.

Какие есть объяснения этому?

Гены, играющие роль в цикле сна и бодрствования - PER2 , PER3 , PER1 , ABCC9 , CACNA1C , ARNTL2 , CLOCK и DBP (Olunu E., 2018).

Нейропсихология. Состояния гипербдительности, инициируемого в среднем мозге, с психологическими и нейробиологическими компонентами, склонность генерировать катастрофические мысли, могут обусловить формирование феномена инкуба.

Нейробиология нейробиологические основы феномена жестко запрограммированы, система бдительности, активируемая угрозой, представляет собой нейронную сеть, в которой средний мозг и миндалевидное тело играют важную роль. С эволюционной точки зрения, эта система имеет решающее значение для реакции «бей или беги», предназначенной для того, чтобы увеличить наши шансы на выживание перед лицом неминуемой опасности. В этом свете феномен инкуба можно интерпретировать как ложноположительную реакцию на воспринимаемую угрозу, которой на самом деле нет, что заманивает спящего индивидуума в ловушку ряда самоусиливающихся механизмов возбуждения.

Наяву или во сне? Вопрос о том, спят ли люди или бодрствуют во время нападения инкуба, уже давно является предметом споров. Спектральный анализ ЭЭГ показывает, что сонный паралич имеет тот же спектр мощности ЭЭГ, что и ложное пробуждение, когда люди убеждены, что они находятся на ногах. Ответ на вопрос о том, действительно ли люди, переживающие феномен инкуба, бодрствуют или спят, может быть найден в этом открытии: они все еще спят, даже если переживают свое состояние как состояние бодрствования.

Это согласуется с современной концепцией сонного паралича как разновидности парасомнии, т.е. промежуточного состояния между правильным бодрствованием и правильным быстрым сном, со смешанными чертами обоих состояний сознания, в которых сам сон рассматривается как локальный, а не глобальный церебральный феномен (Marc L. Molendijk, 2017), т.е. одни зоны мозга еще спят, а другие уже проснулись.

Автор: Абрамов Сергей Владимирович
Врач-психотерапевт

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru