Найти тему
Sound of Life

Музыканты и продюсеры в одном лице (яркие примеры из истории рока)

Можно многое уметь, за многое браться (и делать вполне приемлемо), но профессионалом одномоментно можно быть только в одной области. Ибо профессионализм подразумевает полное погружение в тему и самоотдачу.

В том числе и поэтому большинство альбомов, где сами музыканты брали на себя функции продюсеров, с точки зрения звукорежиссуры оказались провальными...

Вот примеры:

Magnum, "The Eleventh hour" (1983), где гитарист и автор музыки Тони Кларкин рискнул сделать ЭТО, да еще после их гениального альбома "Chase the dragon" (1982), спродюсированного гостем из америки Джеффом Гликсманом и записанного просто восхитительно, мощно и красиво. Поэтому на фоне предшественника вышло тускло и неубедительно.

Обложка Magnum "The Eleventh hour" (1983)
Обложка Magnum "The Eleventh hour" (1983)

Далее - дебютник Роберта Планта "Pictures at eleven" (1982) с его совершенно особенной аурой, бесподобными мелодиями и аранжировками, но подпорченными невнятным продюсом самого Планта (лишь ударные звучат хорошо, увесисто). Впрочем, звуковые проблемы совсем не помешали альбому подняться, ни много ни мало, на вторую строчку в Великобритании и пятую - в США. И музыка, несомненно, того стоила.

Обложка Robert Plant "Pictures at eleven (1982)
Обложка Robert Plant "Pictures at eleven (1982)

Или Slade, "We'll bring the house down", выпущенный в 1981-м, - у этого вообще звучание атас! Однако, многим именно эта бескомпромисная грубость и пришлась по душе. Альбом и некоторые синглы с него достигли весьма неплохих позиций в чартах, по сравнению с предыдущими их релизами второй половины 70-х (например, в Велибритании диск достиг 25-й строчки). Тем не менее, альбом звучит ужасно грубо. Лишь одна песня с него спродюсирована Чесом Чендлером, и именно она звучит правильней остальных. Следующий альбом Slade, также спродюсированный ими самостоятельно, "Till deaf do us part" (тоже 1981 года), звучит уже лучше, а их знаменитый "The Amazing kamikaze syndrome" 1983 года, которым занимался басист группы Джим Ли (за исключением двух треков, как раз ставших хитами - "Run run way"и "My o my" - это работа Джона Пантера) - еще качественней. Прогресс налицо, но все-таки определенная доля непрофессионализма и небрежности ощущаются в организации пространства в миксах - они как-то "попахивают" демо.

 Обложка Slade "We'll bring the house down" (1981)
Обложка Slade "We'll bring the house down" (1981)

Обложка Slade "Till deaf do us part" (1981)
Обложка Slade "Till deaf do us part" (1981)

Обложка Slade "The Amazing kamikaze syndrome" (1983)
Обложка Slade "The Amazing kamikaze syndrome" (1983)

Первый альбом Iron Maiden (1980 год). Формально им занимался продюсер Уилл Мэлоун. На деле же, группа, избегая продюсера и чаще контактируя со звукоинженером, фактически сама спродюсировала альбом, который получился гулким, с переизбытком низов, грубоватым и неважно сбалансированным звучанием.

Обложка Iron Maiden (1980)
Обложка Iron Maiden (1980)

Да, можно долго перечислять. Здесь, безусловно, есть исключения и, быть может, даже вовсе не редкие, но, тем не менее - исключения. Среди них, скажем, абсолютный лидер ELO - Джефф Линн. Ну, этот вообще весь такой из себя правильный:)) - истинный мульти-талант. И музыка коммерчески выверенная, словно по лекалу, и звукорежиссура - красиво звучит, ничего не скажешь. И своего друга Тома Петти продюсировал в своем же обкатанном стиле.

Один из ярчайших примеров филигранного, безупречного продюсирования музыки самим музыкантом - Том Шольц, гитарист, клавишник и автор из группы Boston. И хотя дебютник 1976 года он делал совместно с Джоном Бойланом, фактически навязанным лейблом Epic records, тем не менее Шольцу удалось склонить Бойлана на свою сторону, а именно - делать продюс самостоятельно. Поэтому они пошли на некоторые уловки, а основной движущей силой в производстве диска стал непосредственно лидер группы. Впоследствии Шольц уже самостоятельно продюсировал свои альбомы, имея полное право диктовать условия, ибо первый альбом группы стал самым продаваемым дебютным альбомом - его мировые продажи перевалили за 25 миллионов копий. Кроме того, Шольц - талантливый инженер, он придумал совершенно уникальные эффекты для гитары (кстати, в дальнейшем он организовал фирму и начал их производить), которые вкупе с пышными гармониями и риффами обеспечили очень своеобразное звучание группы (ну и плюс бесподобный вокал Брэда Дэлпа).

Обложка Boston (1976)
Обложка Boston (1976)

В Nazareth пять альбомов (с 1975 по 1979 год) спродюсировал гитарист Мэнни Чарльтон. Звучат они по-разному (надо отдать должное Чарльтону в том, что он, как продюсер, проявил качества экспериментатора, был, так сказать, в поиске). Звучание этих альбомов вряд ли является примером для подражания. Лучше всех из них, я считаю, записан "No mean city", вышедший в 1979-м - как раз последний из череды, спродюсированных гитаристом. А худший по звуку - его предшественник "Expect no mercy" (1977). Хотя тот же "Hair of the dog" 1975-го года невероятно мощный, но при этом и несколько тяжеловесный, лишенный рок'н'ролльной легкости трех предыдущих альбомов, которые продюсировал басист Deep Purple Роджер Гловер.

Обложка Nazareth "No mean city" (1979)
Обложка Nazareth "No mean city" (1979)

Ронни Джеймс Дио сам продюсировал свои диски. И ранние альбомы (условно - первые три, "Holy diver" (1983), "The last in line" (1984), "Sacred heart" (1985)) звучат достаточно спорно, неоднозначно. Но, справедливости ради, следует отметить, что Дио, выпустив много альбомов, со временем и приобретенным опытом вышел на профессиональный уровень звукорежиссуры (со скидкой на ту работу, что выполняли звукоинженеры). Например, в одном из поздних релизов, "Master of the moon" (2004), пространство передано роскошно, чисто, красиво, я бы даже сказал - изысканно. Но, если вдаваться в детали, клавишные совершенно тусклые, ритм гитару не мешало бы сделать мощней и нахрапистей, а чересчур бухающая бочка, при задвинутом басе, откровенно и бесстыдно "перетягивает одеяло".

Мне очень нравится, как у Dio звучит "Killing the dragon" (2002), он чем-то схож с "The last in line", только качественней, а в отличии от "Master of the moon", ему не достает глубины в миксе и чистоты реверберации, то есть, звучит более плоско.

Обложка Dio "Holy diver" (1983)
Обложка Dio "Holy diver" (1983)

Обложка Dio "Master of the moon" (2004)
Обложка Dio "Master of the moon" (2004)

Все-таки в основном, музыкант - это далеко не профессиональный звукорежиссер, способный творить чудеса. Просто музыкант в процессе записи много общается со звукоинженерами и продюсерами и приобретает некоторый опыт в этом деле. Но такой опыт еще не делает его профессионалом.

Что-то не то... чего-то здесь не хватает... И вот это пресловутое "что-то не то" как раз и есть те тонкости и нюансы, которые музыкант, берущий на себя функции продюсера не может охватить. А профессиональный звукарь, досконально знающий физику звука, - способен весь сигнал разобрать, грубо говоря, по косточкам, да еще и умело, с закрытыми глазами, этими "косточками" жонглировать:)

Добрых вам дней и ночей!

#музыка #классический рок #альбомы #звукозапись #история рока