Можно многое уметь, за многое браться (и делать вполне приемлемо), но профессионалом одномоментно можно быть только в одной области. Ибо профессионализм подразумевает полное погружение в тему и самоотдачу.
В том числе и поэтому большинство альбомов, где сами музыканты брали на себя функции продюсеров, с точки зрения звукорежиссуры оказались провальными...
Вот примеры:
Magnum, "The Eleventh hour" (1983), где гитарист и автор музыки Тони Кларкин рискнул сделать ЭТО, да еще после их гениального альбома "Chase the dragon" (1982), спродюсированного гостем из америки Джеффом Гликсманом и записанного просто восхитительно, мощно и красиво. Поэтому на фоне предшественника вышло тускло и неубедительно.
Далее - дебютник Роберта Планта "Pictures at eleven" (1982) с его совершенно особенной аурой, бесподобными мелодиями и аранжировками, но подпорченными невнятным продюсом самого Планта (лишь ударные звучат хорошо, увесисто). Впрочем, звуковые проблемы совсем не помешали альбому подняться, ни много ни мало, на вторую строчку в Великобритании и пятую - в США. И музыка, несомненно, того стоила.
Или Slade, "We'll bring the house down", выпущенный в 1981-м, - у этого вообще звучание атас! Однако, многим именно эта бескомпромисная грубость и пришлась по душе. Альбом и некоторые синглы с него достигли весьма неплохих позиций в чартах, по сравнению с предыдущими их релизами второй половины 70-х (например, в Велибритании диск достиг 25-й строчки). Тем не менее, альбом звучит ужасно грубо. Лишь одна песня с него спродюсирована Чесом Чендлером, и именно она звучит правильней остальных. Следующий альбом Slade, также спродюсированный ими самостоятельно, "Till deaf do us part" (тоже 1981 года), звучит уже лучше, а их знаменитый "The Amazing kamikaze syndrome" 1983 года, которым занимался басист группы Джим Ли (за исключением двух треков, как раз ставших хитами - "Run run way"и "My o my" - это работа Джона Пантера) - еще качественней. Прогресс налицо, но все-таки определенная доля непрофессионализма и небрежности ощущаются в организации пространства в миксах - они как-то "попахивают" демо.
Первый альбом Iron Maiden (1980 год). Формально им занимался продюсер Уилл Мэлоун. На деле же, группа, избегая продюсера и чаще контактируя со звукоинженером, фактически сама спродюсировала альбом, который получился гулким, с переизбытком низов, грубоватым и неважно сбалансированным звучанием.
Да, можно долго перечислять. Здесь, безусловно, есть исключения и, быть может, даже вовсе не редкие, но, тем не менее - исключения. Среди них, скажем, абсолютный лидер ELO - Джефф Линн. Ну, этот вообще весь такой из себя правильный:)) - истинный мульти-талант. И музыка коммерчески выверенная, словно по лекалу, и звукорежиссура - красиво звучит, ничего не скажешь. И своего друга Тома Петти продюсировал в своем же обкатанном стиле.
Один из ярчайших примеров филигранного, безупречного продюсирования музыки самим музыкантом - Том Шольц, гитарист, клавишник и автор из группы Boston. И хотя дебютник 1976 года он делал совместно с Джоном Бойланом, фактически навязанным лейблом Epic records, тем не менее Шольцу удалось склонить Бойлана на свою сторону, а именно - делать продюс самостоятельно. Поэтому они пошли на некоторые уловки, а основной движущей силой в производстве диска стал непосредственно лидер группы. Впоследствии Шольц уже самостоятельно продюсировал свои альбомы, имея полное право диктовать условия, ибо первый альбом группы стал самым продаваемым дебютным альбомом - его мировые продажи перевалили за 25 миллионов копий. Кроме того, Шольц - талантливый инженер, он придумал совершенно уникальные эффекты для гитары (кстати, в дальнейшем он организовал фирму и начал их производить), которые вкупе с пышными гармониями и риффами обеспечили очень своеобразное звучание группы (ну и плюс бесподобный вокал Брэда Дэлпа).
В Nazareth пять альбомов (с 1975 по 1979 год) спродюсировал гитарист Мэнни Чарльтон. Звучат они по-разному (надо отдать должное Чарльтону в том, что он, как продюсер, проявил качества экспериментатора, был, так сказать, в поиске). Звучание этих альбомов вряд ли является примером для подражания. Лучше всех из них, я считаю, записан "No mean city", вышедший в 1979-м - как раз последний из череды, спродюсированных гитаристом. А худший по звуку - его предшественник "Expect no mercy" (1977). Хотя тот же "Hair of the dog" 1975-го года невероятно мощный, но при этом и несколько тяжеловесный, лишенный рок'н'ролльной легкости трех предыдущих альбомов, которые продюсировал басист Deep Purple Роджер Гловер.
Ронни Джеймс Дио сам продюсировал свои диски. И ранние альбомы (условно - первые три, "Holy diver" (1983), "The last in line" (1984), "Sacred heart" (1985)) звучат достаточно спорно, неоднозначно. Но, справедливости ради, следует отметить, что Дио, выпустив много альбомов, со временем и приобретенным опытом вышел на профессиональный уровень звукорежиссуры (со скидкой на ту работу, что выполняли звукоинженеры). Например, в одном из поздних релизов, "Master of the moon" (2004), пространство передано роскошно, чисто, красиво, я бы даже сказал - изысканно. Но, если вдаваться в детали, клавишные совершенно тусклые, ритм гитару не мешало бы сделать мощней и нахрапистей, а чересчур бухающая бочка, при задвинутом басе, откровенно и бесстыдно "перетягивает одеяло".
Мне очень нравится, как у Dio звучит "Killing the dragon" (2002), он чем-то схож с "The last in line", только качественней, а в отличии от "Master of the moon", ему не достает глубины в миксе и чистоты реверберации, то есть, звучит более плоско.
Все-таки в основном, музыкант - это далеко не профессиональный звукорежиссер, способный творить чудеса. Просто музыкант в процессе записи много общается со звукоинженерами и продюсерами и приобретает некоторый опыт в этом деле. Но такой опыт еще не делает его профессионалом.
Что-то не то... чего-то здесь не хватает... И вот это пресловутое "что-то не то" как раз и есть те тонкости и нюансы, которые музыкант, берущий на себя функции продюсера не может охватить. А профессиональный звукарь, досконально знающий физику звука, - способен весь сигнал разобрать, грубо говоря, по косточкам, да еще и умело, с закрытыми глазами, этими "косточками" жонглировать:)
Добрых вам дней и ночей!
#музыка #классический рок #альбомы #звукозапись #история рока