Найти тему

От иконы к авангарду

Где: Новая Третьяковка

Адрес: Крымский Вал, 10

До: 25 февраля 2024

Рождество святого Иоанна Предтечи. Между 1611 и 1616. Семён Хромой
Рождество святого Иоанна Предтечи. Между 1611 и 1616. Семён Хромой

Пермь – крупный научный, промышленный и культурный центр Урала с населением более 1 млн человек. По приказу Петра Великого 4 мая 1723 года здесь начинают строить медеплавильный завод, это и считается датой основания города. К 300-летию Перми и 100-летию Пермской государственной галереи приурочена выставка в Новой Третьяковке “От иконы к авангарду”.

Святая Троица. 1675 Илья Филиппов
Святая Троица. 1675 Илья Филиппов

В развитии Пермского края важную роль сыграли солепромышленники Строгановы. Они закладывали здесь города, снарядили экспедицию Ермака, возводили храмы, организовали художественные мастерские в Сольвычегодске, где работали иконописцы, вышивальщицы, золотых и серебряных дел мастера.

Плащаница. Положение во гроб. XVII в. Сольвычегодск. Строгановские мастерские. Атлас, коленкор, нити золотные, серебряные и шелковые
Плащаница. Положение во гроб. XVII в. Сольвычегодск. Строгановские мастерские. Атлас, коленкор, нити золотные, серебряные и шелковые

Деревянная храмовая пластика – один из символов края.

Ангелы коленопреклоненные XVIII в
Ангелы коленопреклоненные XVIII в

Перед Вами четыре Евангелиста. Матфея изображают с ангелом, символом мессианского посланничества Христа.

Евангелист Матфей. Первая половина XIX века
Евангелист Матфей. Первая половина XIX века

Евангелист Марк со львом, это могущество и царственное достоинство Христа.

Евангелист Марк. Первая половина XIX века
Евангелист Марк. Первая половина XIX века

Символ евангелиста Луки - телец, это искупительная жертва Спасителя. Тельца я не обнаружила, думаю, что был утрачен.

Евангелист Лука. Первая половина XIX века
Евангелист Лука. Первая половина XIX века

Орел при евангелисте Иоанне означает высоту евангельского учения.

Евангелист Иоанн. Первая половина XIX века
Евангелист Иоанн. Первая половина XIX века

Продолжает экспозицию собрание отечественной живописи первой половины XX века.

Я обратила внимание на работы художника-декоратора Бориса Анисфельда.

Борис Анисфельд 1878-1973 Автопортрет
Борис Анисфельд 1878-1973 Автопортрет
Борис Анисфельд 1878-1973 Летний вечер. Меланхолия
Борис Анисфельд 1878-1973 Летний вечер. Меланхолия
Борис Анисфельд 1878-1973 Портрет итальянского рыбака
Борис Анисфельд 1878-1973 Портрет итальянского рыбака

«В луже краски, местами кровавой, местами золотой, стоял на огромном холсте Анисфельд, какой «шлепал» в этой распутице, подливая что-то из горшков. Как на безумца, на художника смотрели все декораторы-специалисты и смеялись над Дягилевым, пригласившим «такого юродивого». Но когда краски высохли, совершенно неожиданно декорация оказалась мастерски исполненной, с тонами необычайной глубины», — вспоминал А. Бенуа о работе Анисфельда над декорациями к опере «Борис Годунов».

Кузьма Петров-Водкин 1878-1939 Портрет мальчика
Кузьма Петров-Водкин 1878-1939 Портрет мальчика

Кузьма Петров-Водкин начинал свой путь художника в 12 лет в иконописной мастерской в Саратовской губернии. Мне кажется, что глаза мальчика прямо иконописные.

Пётр Кончаловский 1876-1956 Натюрморт
Пётр Кончаловский 1876-1956 Натюрморт
Аристарх Лентулов 1882-1943 Клязьма. Деревья
Аристарх Лентулов 1882-1943 Клязьма. Деревья
Роберт Фальк 1886-1958 Пейзаж. Старая Руза
Роберт Фальк 1886-1958 Пейзаж. Старая Руза
Адольф Мильман 1886-1930 Город
Адольф Мильман 1886-1930 Город

В экспозицию вошли картины общества художников «Бубновый валет», самого крупного творческого объединения раннего авангарда: Петра Кончаловского, Аристарха Лентулова, Роберта Фалька, Адольфа Мильмана. Они отрицали традиции академизма и реализма, привнесли в русское искусство буйство цвета. «Бубновыми тузами» в дореволюционной России называли каторжников, а на французском карточном жаргоне бубновым валетом называли мошенников, плутов. Такое название художественного союза должно было вызвать у обывателей раздражение и ханжеское возмущение.

Александр Родченко 1891-1956 Натюрморт
Александр Родченко 1891-1956 Натюрморт
Иван Клюн 1873-1943 Супрематическая композиция
Иван Клюн 1873-1943 Супрематическая композиция

Для тех, кто любит и понимает авангард, есть работы Ивана Клюна и Александра Родченко.

Александр Дейнека (1899-1969 )   1937
Александр Дейнека (1899-1969 ) 1937

Провожать вас с выставки будет картина Александра Дейнеки. Так и хочется сказать: “жить стало лучше, стало веселее”. А теперь посмотрите на название картины. Поэтому я завершу сегодняшний обзор не Дейнекой, а моим любим Давидом Бурлюком.

Давид Бурлюк. 1882-1967 Уральский пейзаж
Давид Бурлюк. 1882-1967 Уральский пейзаж

Выставка небольшая, Вы можете ее посетить, когда пойдете на выставку Николая Рериха. О ней напишу в следующей статье.

Друзья! Если обзор понравился, пишите комментарии и ставьте лайки (это очень мотивирует на новые статьи)

Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, чтобы не пропустить новые статьи. https://web.telegram.org/a/#-1001805823607

Ваша, Елена Сегал

Популяризатор искусства

#НоваяТретьяковка #Отиконыдоавангарда #выставкиМосквы #Пермскаяхудожественнаягалерея #Шедевральныемаршруты