Где: Новая Третьяковка
Адрес: Крымский Вал, 10
До: 25 февраля 2024
Пермь – крупный научный, промышленный и культурный центр Урала с населением более 1 млн человек. По приказу Петра Великого 4 мая 1723 года здесь начинают строить медеплавильный завод, это и считается датой основания города. К 300-летию Перми и 100-летию Пермской государственной галереи приурочена выставка в Новой Третьяковке “От иконы к авангарду”.
В развитии Пермского края важную роль сыграли солепромышленники Строгановы. Они закладывали здесь города, снарядили экспедицию Ермака, возводили храмы, организовали художественные мастерские в Сольвычегодске, где работали иконописцы, вышивальщицы, золотых и серебряных дел мастера.
Деревянная храмовая пластика – один из символов края.
Перед Вами четыре Евангелиста. Матфея изображают с ангелом, символом мессианского посланничества Христа.
Евангелист Марк со львом, это могущество и царственное достоинство Христа.
Символ евангелиста Луки - телец, это искупительная жертва Спасителя. Тельца я не обнаружила, думаю, что был утрачен.
Орел при евангелисте Иоанне означает высоту евангельского учения.
Продолжает экспозицию собрание отечественной живописи первой половины XX века.
Я обратила внимание на работы художника-декоратора Бориса Анисфельда.
«В луже краски, местами кровавой, местами золотой, стоял на огромном холсте Анисфельд, какой «шлепал» в этой распутице, подливая что-то из горшков. Как на безумца, на художника смотрели все декораторы-специалисты и смеялись над Дягилевым, пригласившим «такого юродивого». Но когда краски высохли, совершенно неожиданно декорация оказалась мастерски исполненной, с тонами необычайной глубины», — вспоминал А. Бенуа о работе Анисфельда над декорациями к опере «Борис Годунов».
Кузьма Петров-Водкин начинал свой путь художника в 12 лет в иконописной мастерской в Саратовской губернии. Мне кажется, что глаза мальчика прямо иконописные.
В экспозицию вошли картины общества художников «Бубновый валет», самого крупного творческого объединения раннего авангарда: Петра Кончаловского, Аристарха Лентулова, Роберта Фалька, Адольфа Мильмана. Они отрицали традиции академизма и реализма, привнесли в русское искусство буйство цвета. «Бубновыми тузами» в дореволюционной России называли каторжников, а на французском карточном жаргоне бубновым валетом называли мошенников, плутов. Такое название художественного союза должно было вызвать у обывателей раздражение и ханжеское возмущение.
Для тех, кто любит и понимает авангард, есть работы Ивана Клюна и Александра Родченко.
Провожать вас с выставки будет картина Александра Дейнеки. Так и хочется сказать: “жить стало лучше, стало веселее”. А теперь посмотрите на название картины. Поэтому я завершу сегодняшний обзор не Дейнекой, а моим любим Давидом Бурлюком.
Выставка небольшая, Вы можете ее посетить, когда пойдете на выставку Николая Рериха. О ней напишу в следующей статье.
Друзья! Если обзор понравился, пишите комментарии и ставьте лайки (это очень мотивирует на новые статьи)
Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, чтобы не пропустить новые статьи. https://web.telegram.org/a/#-1001805823607
Ваша, Елена Сегал
Популяризатор искусства
#НоваяТретьяковка #Отиконыдоавангарда #выставкиМосквы #Пермскаяхудожественнаягалерея #Шедевральныемаршруты