Как разрешить конфликт, если кажется, что «оппоненты» не намерены друг другу уступать? А главное — как остаться после разногласий в хороших отношениях и завершить спор экологично? Решение — опираться на психологические знания.
Существует три основных способа разрешения конфликтных ситуаций:
1) доминирование — победа одной стороны;
2) компромисс — уступки обеих сторон;
3) интеграция — обе стороны удовлетворены решением.
Интеграция — ключ к новым перспективам в разрешении конфликтов!
Рассмотрим несколько основных техник, которые могут быть применимы для успешного взаимодействия в ситуации конфликта.
1. Техника активного слушания.
Активное слушание — глубокое и полное внимание к собеседнику. Это не только про умение слышать, но и про понимание эмоционального состояния, потребностей и опасений собеседника.
Пример диалога без использования техники:
– Ты все время на меня давишь своими правилами. Неужели тебе так важен контроль?
– Это не контроль, а обычное согласование. Я просто хочу, чтобы всё шло по плану.
– Все эти планы — твои заботы. Может не стоит переживать по мелочам?
– Но в этом и проблема! Ты просто игнорируешь то, что для меня важно. Ты ведь меня слышишь?
– Да, я слышу, но у тебя всегда какие-то проблемы. Почему бы тебе не перестать во всем видеть проблемы?
– Ты вообще не понимаешь, о чем я говорю.
Вместо того, чтобы вникнуть в чувства и потребности друг друга, персонажи взаимно обвиняют и не слышат ключевых моментов в разговоре.
Результат использования техники: позволяет преодолеть барьеры в общении и создать базу для конструктивного диалога.
2. Техника привлечения посредников или искусство фасилитации.
Фасилитация предполагает вовлечение третьей стороны. Фасилитатор создает структурированную обстановку, способствующую открытому диалогу.
Пример диалога без использования техники:
– Твои постоянные опоздания начинают меня раздражать. Мы все ждем, а ты все время опаздываешь.
– Ну, извини, у меня всегда много дел.
– Да, но это не означает, что ты можешь игнорировать время других. Это несправедливо.
– Ты всегда что-то находишь, чтобы на меня пожаловаться. У меня свои проблемы.
Оба участника конфликта, обвиняя друг друга, не хотят найти компромисс. Третья независимая сторона помогает посмотреть на конфликт «свысока» и предложить решение, которое устроит обоих. Важно, чтобы посредник был обучен медиации и смог разрешить спор качественно.
Результат использования техники: помогает группе прийти к совместному пониманию и решению проблемы.
3. Техника избегания эскалации.
Эскалация — распространение конфликта на другие сферы жизни. Необходимо сосредоточиться на решении конкретной проблемы, избегая оценок личности.
Пример диалога без использования техники:
– Почему ты всегда оставляешь грязную посуду в раковине?
– А почему ты всегда оставляешь свои вещи в общей комнате?
– Это совсем не важно! Ты просто не умеешь следить за своими вещами!
– Так, как ты можешь говорить об уборке, когда ты никогда не учишься делать что-то по-настоящему полезное?
– Ты всегда придираешься! Я хотя бы не трачу все свое время на бесполезные занятия.
– Бесполезные занятия? Я хотя бы не забываю про свои обязанности!
В конфликте старайтесь не переходить за рамки «решаемого»: это поможет добиться наилучшего результата. Как и в работе и других занятиях, распыление может привести к худшим итогам.
Результат использования техники: снижение напряженности и создание более благоприятной атмосферы для решения вопросов.
Конфликты бывают не только внешние, но и внутренние. Приглашаем пройти квест, в котором вы поможете Марине преодолеть внутренние противоречия и сделать шаги к профессии её мечты. Марина столкнулась с Самозванцем, Неуверенностью и Спасателем — рано или поздно многие из нас знакомятся с этими демонами. Узнайте, как победить их в формате интересного квеста!