1 декабря, мы уже полностью погрузились в новую зиму, и скандинавские сериалы «Капкан» и «Магнус» нам в этом здорово помогли. Американский сериал «Мозаика» 2018 года, как мне кажется, хорошо продолжит эту линию. Он, по большей части, зимний и даже немного новогодний, ну и основным, и по сути, единственным сюжетом в нем также является расследование убийства.
Сериал, созданный именитым Стивеном Содербергом, известен, в первую очередь, этим, а также тем, что в нем снимается легендарная Шэрон Стоун. И еще тем, что изначально он вышел как интерактивное приложение для смартфонов, в котором можно выбирать, от лица какого персонажа следить за развитием событий, а еще параллельно знакомиться с разными дополнительными материалами, касающимися расследования. Сразу признаюсь, что эту версию я не смотрела, да она, кажется, и не адаптирована для нашей страны. Смотрела я только телевизионную версию, которая вышла немного позже, и вот о ней как раз и расскажу.
Главной задачей интерактивной версии, как я понимаю, является представление истории глазами всех ее участников – их не так много, но они очень разные, и у каждого, без сомнения, есть свой взгляд на случившееся. В сериале эта идея, на мой взгляд, также сохранена и довольно неплохо реализована – мы действительно как бы смотрим на события с разных сторон. Пикантности, загадочности и даже какой-то мистичности (не зря «Мозаику» сравнивают с «Твин Пиксом») добавляет то обстоятельство, что кто-то из этих персонажей является убийцей. А может (по одной из версий), убийцы и вовсе нет, и все в этой истории не так, как кажется.
Наблюдать за всем этим тем более интересно, что сериал очень красивый и атмосферный, с безупречной эстетикой, в которой шарм и обаяние Шэрон Стоун светятся, как бриллиант в роскошной драгоценной оправе. Эта эстетика тоже, безусловно, часть общей режиссерской задумки. Потому что именно на этом идеально красивом фоне так сильно бросаются в глаза не самые славные, мягко скажем, проявления человеческой натуры, и контраст поистине разителен.
Потому что, как и все современные качественные детективные истории, «Мозаика» - это сериал как раз об этом, о низменных и не очень привлекательных человеческих качествах. О жестокости, жадности, комплексах, глупости, наивности, которая, впрочем, отличается от глупости, импульсивности, эгоизме и много о чем еще. И в то же время тут много и самого хорошего, что есть в человеке – и доброты, и благородства, и бескорыстия, и стремления улучшать мир вокруг себя, и жажды правды и справедливости. Такова уж человеческая натура – все худшее часто идет рука об руку с лучшим, и ни один человек не является постоянным в своем характере и образе действий, и каждый может измениться в ту или другую сторону.
Собственно, именно этот вопрос и встает ребром, когда события сериала начинают мало-помалу проясняться. Если кто-то может измениться к лучшему, то зачем же другие люди меняются к худшему? Да еще и оказываются при этом «первыми учениками»? Что их подвигает к этому, какие скрытые червоточины души? И может ли кто-то, кроме них самих, быть ответственным за этот их выбор?
И если вернуться к идее сериала показать происходящее под разными ракурсами и разными углами, на мой взгляд, она оказалась вполне удачной. Это только сначала кажется, что подобный подход работает на «все не так однозначно, всей правды мы никогда не узнаем». На самом деле, сама манера интерпретации событий, конечно, многое говорит об их участниках – даже скрывая свою подлинную роль в истории, они неизбежно выдают себя.
Эта многогранная интерпретация в конце концов и приводит нас к истине, и мы отчетливо видим, где здесь добро, а где зло. Развязка (спойлер) вас не удивит, но так и должно быть. Потому что человек в норме должен интуитивно отличать добро от зла. И сериал – своего рода тест на это. Если вы угадали, и вас никто не смог обмануть – с вами все в порядке.