В конце ноября (30.11.2023) в Мариинском давали «Пуритане». В концертном исполнении в Концертном зале. За пультом сам маэстро Гергиев.
Партия Эльвиры у блистательной Альбины Шагимуратовой. Собственно, на нее и пошли. Альбина и бельканто - близнецы сиамские.
Концертное исполнение любой оперы - это вызов и для певцов и для зрителей. Это уже по определению не совсем опера, некое представление музыкального жанра.
Бывают, правда, удачные постановки «концертного» исполнения - с минимальными, но декорациями, светом, сценографией… Но не вчера - вчера был формат прогона. Настоящий пуританский формат.
Столько страстей в музыке, в замысле композитора и либретистов, а певцы стоят навытяжку… - «нас не возьмешь!».
Во втором акте Альбина Шагимуратова переоделась из черного в красное и пыталась «разморозить» своего жениха (по либретто), Бориса Степанова (партия Артура, тенор), тот даже заулыбался, но тоже «сценически» и по-мальчишески смущенно - не ожидал?
Борис Степанов появился в этот вечер внепланово, замена. Даже в программки не попал. Вот когда ж он узнал, что ему доверили тяжелейшую теноровую партию? Вчера? Или уже сегодня?..
Молодой подтянутый красивый певец с высоким голосом старался. Каково ему было на сцене с такими маститыми - Шагимуратовой, Владиславом Сулимским (был великолепен!), Магеррамом Гусейновым?..
Артур Бориса Степанова очень старался брать верхи, но весь вечер за него почему-то было страшно - не сорвется ли?.. Хотя певец, думаю, обещающий, ищущий. С будущим.
…И тут поневоле понимаешь, почему собрать «пуританский квартет» (именно так эту оперу задумывал Винченцо Беллини) современный театр (не только наш, но и мировой) решается все реже. Здесь каждая партия - шедевр Беллини. Каждая партия уникальна, трудна для исполнителя и восхитительна и желанна для зрителя. Музыкально прекрасная опера! «Пуритане» требует высокой вокальной техники, широкого голосового диапазона, которым владеть, «как у Беллини», не под силу даже опытным певцам. Вот и не поют «Пуритане»… Ну, разве что отдельные партии в концертном зале по особому случаю.
***
И все же это счастье слушать такую музыку в три акта без купюр. Отмечу блистательное исполнение партии сэра Ричарда Владиславом Сулимским. Выше всяческих ожиданий - мощно, удало.
И публика (не дура!) принимала солистов горячо. Это не срежиссируешь - овации!
***
Бал закончен. Гаснут свечи…
Капельдинеры торжественно выносят цветы для солистов («от публики»). Вынесли всем, включая дирижера Валерия Гергиева. Не вынесли только примадонне вечера - бельканто Альбине Шагимуратовой… Это она держала в напряжении весь зал, она скрепляла солистов своим мастерством и человеческим теплом… Очеловечивала пуритан на сцене.
В зале глухо прозвучало запертое диафрагмой: «Ох…», - публика не дура…
А что охать? Это и я и мы не принесли цветов любимой певице. А сама она «не местная», благодарных родственников у Альбины в северном городе, занесенном снегом нет…
Стыдно стало. Неловко.
И мужчины на сцене (пуритане?) не догадались поделить свои букеты с большой, но очень скромной звездой оперного искусства.
Альбина это испытание выдержала.
Я - нет: вышла из зала под гром продолжающихся аплодисментов… В снег. В ночь.
…И вот у меня давно остается вопрос без ответа: почему эстрадным певцам всегда несут поклонники цветы возами? Другая публика? Щедрость определяется не размером кошелька?
***
И напоследок я спою оду Альбине Шагимуратовой. Щедрое бельканто в три акта, на разрыв аорты!..
Это она, маленькая «провинциалка» с мягкими формами (родилась в Ташкенте в 1979 г., училась в Казани), покорила сначала Зальцбург в 2008, потом Метрополитен в 2010, а потом уже российских зрителей. Спасибо Гергиеву! Это уже его талант и его щедрость подарили нам счастье слышать безумно занятую и востребованную певицу на Родине. Дебют Альбины на сцене Мариинского театра состоялся в 2015 году. Позже она стала солисткой этого театра.
На минуточку, Альбина поёт в Метрополитен партии, которые пела там в прошлых сезонах своенравная красавица Нетребко. Конечно, ковидные и пост- времена изменили ее график. Но не изменили талант и щедрость.
Увидите это имя на афишах, берите билеты, потрясение вам гарантировано.
Даже в концертном исполнении.
Р.S. Продолжу нарушать законы комплиментарного жанра.
Кофе в антракте подавали сильно разбавленным. Прямо «желудевый». Вспомнилась сцена из сериала «Балет» (рекомендую!), где «кураторы» буфетов Большого театра выносили из театра деньги коробками…
Ну, и про то, что начало спектакля было задержано на полчаса, стоит ли об этом? Фирменный знак, что на сцену выйдет любимый главный дирижер Мариинского театра. Стандарт. Увы. А публика? Она безмолвствует.
«Может, в консерватории что-то подправить?..»
©️Мила Тонбо 2023
Другие отзывы и рецензии автора на театральные и музыкальные спектакли (а также киноновинки) отечественных и зарубежных постановщиков (исполнителей) в подборке «Театральная гостиная»