Найти в Дзене
Цитадель адеквата

«Туранская теория» происхождения русского народа

Есть мнение, что в Российской Федерации – ещё со времён СССР – действует правящее лобби лжеисториков, уверенных, что русские – славяне. А на самом деле, видимо, нет. Русские – не славяне. Во всяком случае, так это мнение понял я. Но если и неправильно понял, то – неважно. Интересны ассоциации, которые это мнение вызвало.

-2

Собственно, с теорией о финско-татарском (с сильным семито-хамитским влиянием, – ещё со времён какого-то египетского фараона, основавшего на диком севере город Мосох) происхождении русского народа я познакомился четверть века назад, – сразу после появления интернета. Основывались данные выводы, как на специфических чертах ментальности, так и на некоторых чертах русского языка, исключающих его родство со славянскими. Частичное же совпадение лексики объяснялось влиянием церковославянского на русский.

Продвигалось теория, в основном, представителями народа, ныне активно стремящегося в ЕС.

Странным образом, потом данная теория как-то забылась. Хотя, по своим качествам, – по степени бредовости в первую очередь, она и могла бы пополнить сокровищницу современных альтернативно-исторических концепций. Плюс обеспечивала отличные возможности для троллинга, – противник легко ввергался в панику вопросом, что, собственно, он имеет против финнов? Чем они хуже славян?

...Но уже тогда меня заинтересовало, откуда исполненные энтузиазма ниспровержители официальной лжи эту ересь взяли. Не придумали же? Увы, творческое, живое воображение – не сильная сторона их мышления. Расследование же показало, что ересь восходит к сочинениям Францищека Духинского, – как можно догадаться, поляка, работавшего в середине XIX века во Франции. Называлась она «туранской концепцией» и служила для обоснования природной вражды европейцев («арийцев») и восточных варваров.

В то время, кстати, с внутренней логикой версии всё было в порядке. Финны ещё не считались «европейцами», и даже роднёй венграм (последних, как раз, принимали за славян). Родство с финским этносом казалось столь же позорным, как с евреями или тюрками. Как следствие, создатели первых расовых теорий охотно брали идеи Духинского на вооружение.

Любопытно, что Духинского высоко ценил и Карл Маркс, полагавший его теории противостоящими панславизму и тем самым полезными для подрыва влияния Российской Империи в Восточной Европе. Однако, того что сам он считает «туранизм» бредом per se, классик скрывать не пытался. Полезным, но – бредом.