Найти тему
Цитадель адеквата

Была ли опасной для СССР Японская Империя?

Есть мнение, – сталкивался с ним в комментариях несколько раз, – что в 1941 году СССР не ударил первым (и вопреки мнению сторонников Резуна ничего похожего не планировал), так как в случае объявления войны Германии, в неё вступила бы и связанная тройственным пактом Япония. Это интересное мнение, – в свете парадоксальности реально наблюдавшейся в 1941-45 годах ситуации. СССР, Британия и США воевали против Германии, Италии и Японии, но как-то так хитро, что СССР и Япония между собой не воевали.

-2

Как это выглядело в свете японских обязательств в рамках Антикоминтерновского пакта?

Собственно, никак не выглядело. Заключённый в 1936 году между Германией, Италией и Японией Антикоминтерновский пакт подразумевал сотрудничество против Коммунистического Интернационала. То есть, противодействие распространению коммунистической идеологии в мире. Но хитрым ходом, – начав в свою очередь действия против (троцкистского) Коминтерна, – Сталин почти сразу лишил пакт смысла существования. После же заключения советско-германского пакта о ненападении, организация окончательно утратила актуальность. Японцы, действительно видевшие в пакте базу для совместных действий против СССР, оказались очень разочарованы.

Лишь в сентябре 1940 года на смену антикоминтерновскому пакту пришёл тройственный альянс – пресловутая «Ось Рим, Берлин, Токио», называемая также Берлинским Пактом. Данное соглашение, во-первых и во-вторых, подразумевало раздел сфер влияния в Евразии (примерно, по линии Инда) на германо-итальянскую и японскую части – с гарантиями взаимного невмешательства. В-третьих, действительно, обязывало стороны солидарно вступать в войну против стран, вмешивающихся в войны в Европе и Китае… И в-пятых, после учреждения совместной комиссии для координации действий, подчёркивало, что вышеизложенное ни в коем случае не касается СССР. С Советским Союзом каждая из стран имела право выстраивать отношения самостоятельно и на своё усмотрение.

Практически, Берлинский пакт был направлен исключительно против США. В 41 году Япония не объявила войну СССР, поскольку пакт её это делать, именно, не обязывал. Причём, не обязывал независимо от того, кто на кого нападёт.

...Соответственно, правильным и интересным становится вопрос, – зачем и по чьей инициативе для СССР было сделано исключение?.. Осенью 1940 года Гитлер ещё не определился с планами нападения, – это произойдёт только в декабре. Тем не менее, вероятность войны с Советским Союзом он должен был учитывать. И с этой точки зрения помощь Японии могла бы пригодится… Или нет?

Нет. Если вспомнить, как Гитлер войну против Советского Союза представлял, – план «Барбаросса», то действия Японии на Дальнем Востоке никак не могли бы принести немцам пользу. Последствия её вступления в войну просто не успели бы как-то сказаться на ходе боевых действий, прежде чем Вермахт выйдет на линию Архангельск-Астрахань. Чем потом будут заниматься большевики и самураи за этой линией Гитлера не слишком интересовало.

С другой стороны, Япония, предвидя возможность советско-германского конфликта, изначально участвовать в нём не планировала. Война с СССР, просто, казалась японцам делом не прибыльным. Трофеем тут могли стать грандиозные, но почти не населённые и не обустроенные территории… ну пусть до Байкала. В нашей отечественной мифологии традиционно почётное место занимает уверенность в желании всего мира отнять у России Сибирь, но японцы не были знакомы с русской культурой так плотно. Филиппины казались им более привлекательной добычей, – не говоря уж об Индонезии.

И не говоря уж о Китае, захватить который, напрягая все силы, японцы пытались с 1937 года. В свете этой сверхзадачи, второй фронт в Сибири им был совершенно не нужен. Особенно же данное впечатление окрепло после сражения на Халхин-Голе.

Нежелание японцев вести войну с СССР имело объективные, географически обусловленные основания. География же предполагала, что японское наступление через Амур фактически обречено на успех, но даст весьма ограниченные результаты. Ибо с одной стороны, идущий по русскому берегу пограничной реки Транссиб, – единственную коммуникацию русских, – очень легко перерезать. Но с другой, – наступать на Запад, к Байкалу пришлось бы вдоль той же единственной железнодорожной ветки. А там полно мест, где даже не нужно 300 красноармейцев, чтобы устроить Фермопилы.

Бонусные статьи на Boosty и поддержка канала

Причём, в обратную сторону это не работало. Русским войскам из европейской части страны оказывалось куда ближе до Харбина, чем до Владивостока. Японские же позиции в стратегически важной Манчжурии, откуда метрополия получала уголь, ещё до первого выстрела оказывались охвачены русскими с трёх сторон… То есть, получиться всё могло так, как и получилось в 1945 году.

Самураи справедливо полагали, что война с СССР им не выгодна. Данный факт в пятом пункте Берлинского пакта и фиксировался.