15 октября 1997 года был установлен мировой рекорд наземной скорости, который пока никому не удалось «переплюнуть».
Испытания проходили на дне высохшего озера в пустыне Блэк-Рок (штат Невада, США). Специально для эксперимента там была создана трасса длиной 21 километр. Британским автомобилем Thrust SSC с турбовентиляторными двигателями управлял пилот и автогонщик Энди Грин, разогнавший болид до 1227,9 км/ч. Так он стал первым человеком, официально превысившим скорость звука на автомобиле.
Максимально разрешенной скоростью в России является 130 км/ч. Ее можно использовать на трассах вне населенных пунктов, соблюдая два условия: должны быть установлены знаки 5.1 «Автомагистраль» и 3.24 «Ограничение максимальной скорости» со значением 130. То есть должны быть созданы специальные дорожные условия. Речь о платных участках скоростных автомагистралей: обход Вышнего Волочка на М-11 «Москва - Санкт-Петербург» (с 258 по 334 км) и на части дороги М-4 «Дон» (с 517-го по 544-й км) в Воронежской области.
Если говорить о типичных загородных трассах без специальных знаков, то 90 км/ч — максимальная разрешенная скорость движения. Разумеется, все это отражено в ПДД. Но когда в медиаполе регулярно появляются инфоповоды из серии «водитель на бешеной скорости врезался в…», то кажется, что их никто не изучал. Или это бессознательное «стремление» обогнать Энди Грина? Кстати, особенно любят быструю езду владельцы мотоциклов.
По данным статистики они гибнут на дорогах в 29 раз чаще, чем автомобилисты. Вот сводка по нашему региону, от Воронежской Госавтоинспекции: 1921 жизнь оборвалась на дорогах Воронежской области за последние 5 лет; 1385 ДТП произошло с участием мотоциклистов, в них погибло 162 человека.
Известно, что превышение скорости является главным провоцирующим фактором для возникновения ДТП — до 70% столкновений. «Ставка» на повышение, зачастую работает против водителя: любая ошибка обходится дороже. На каждый 10 км/ч тормозной путь увеличивается на 4-5 метров, и это даже на сухой дороге. Уж лучше, как в известной народной мудрости — «Тише едешь — дальше будешь».
Физиология человека играет едва ли не решающую роль в этой цепочке взаимодействия. Водитель может неправильно оценить ситуацию, в которой он оказался, добавив скорости. Как мозг реагирует в этот момент: для реакции нужно около половины секунды. Но все не так просто, ведь на процессы влияет эмоции, утомление, недосып. Важна и погода «за бортом» — на скользкой или влажной дороге торможение будет совсем другим, чем на сухой (установлено, что при скорости 100 км/час, путь до полной остановки машины составляет в среднем 92 метра) .
Еще один важный фактор: от скорости автомобиля зависит и угол обзор. С ее увеличением он снижается. Становится в разы тяжелее спрогнозировать ситуацию — на «сверхзвуке» обстановку просто не видишь, все мелькает. Снова сравнительные цифры: при 40 км/ч угол обзора водителя — 100 градусов, что позволяет отслеживать препятствия и обстановку справа и слева от дороги. При 130 км/ч угол обзора сужается до 30 градусов. Вывод здесь очевидный: чем выше скорость — тем опаснее и непредсказуемее ваш маршрут.
В такой ситуации оказался герой из документального фильма Воронежской Госавтоинспекции в рамках спецпроекта «Движение без опасности»
. Успешный айтишник-мотоциклист по имени Павел любил добавить адреналина в кровь и драйва в жизни за счет быстрой езды. Но все закончилось в один момент:
— Здесь мотоциклам запрещено, но кто меня заметит в такое время. Сами понимаете, ехать быстрее, всегда желание есть…, — с трудом подбирая слова, вспоминает Павел.
В документальном фильме есть еще две истории, что называется, «на разрыв». Кино заставляет задуматься и соблюдать ПДД. Будьте аккуратными и внимательными не только на дороге, но и на пешеходном переходе тоже!