Впервые я увидел ЕЁ в далёком уже теперь 1997 году. Дело было так: преисполненный надеждами заняться самым интересным, что может быть на Земле – космической деятельностью, я мчал на всех парах на заднем сидении праворульной «Кресты» 1986 года выпуска в село Галёнки Октябрьского района Приморского края, где находится Восточный Центр дальней космической связи.
Навигаторов тогда ни у кого не было, и поэтому мои друзья, которые везли меня из аэропорта, остановились возле инспектора ДПС с просьбой подсказать, куда нужно ехать. Милиционер показал на ближайший перекрёсток, сказал, что нужно там повернуть налево, ехать до тех пор, пока город не закончится, никуда не сворачивая, а когда окажетесь за городом, чуть правее дороги на горизонте будет видна антенна. Вот туда и езжайте!
Мы поблагодарили инспектора за помощь и поехали в указанном направлении. А по дороге я думал – ведь расстояние от села Галёнки до Уссурийска около 30 км! Это что там за монстр-то такой?
Но когда мы подъехали ближе, мне всё стало ясно.
Это было что-то колоссальное. Я пообещал себе, что обязательно окажусь там, возле этого гигантского сооружения, и даже внутри него. Ведь я скоро стану сотрудником организации, которая эксплуатирует это инженерное чудо.
Однако по воле судьбы меня определили заниматься пилотируемым космосом. И в тот отдел, который работал на огромной антенне, я не попал. Ну как не попал. Только через 12 лет мне удалось побывать внутри этого колоссального монстра, уже в качестве старшего инженера – начальника дежурной смены этого отдела.
А пока вернёмся в 1997 год. Мне до жути хотелось узнать всё про эту гигантскую антенну. Ведь по какой-то непонятной причине в ВВУЗе мне про неё ничего не рассказывали. Хотя я выпускался как раз по кафедре эксплуатации наземных космических радиотехнических средств. Возможно, я просто тогда был в наряде или ещё где. Но при подготовке к экзаменам и вопросов в билетах я тоже таких не видел. Скорее всего мы прошли «мимо» в связи с тем, что никаких военных задач эта антенна не решала.
Так вот. Интернета в те времена в тех края не было совершенно, а в библиотеке книги по этой тематике просто отсутствовали.
Лишь эксплуатационную документацию можно было как-то достать. И в итоге я это сделал, спасибо на всю жизнь Саше, начальнику смены того отдела. Однажды он разрешил мне прийти на его пост и дал почитать Руководство по эксплуатации наземного радиотехнического комплекса «Квант-Д». Д – значит дальний.
Документация не была секретной. И никаких законов мы не нарушили. Ну может быть за исключением того, что я был посторонним на посту моего друга.
Что же я узнал. Разработчиком НРТК «Квант-Д» являлся загадочный безликий почтовый ящик. То есть какое-то из КБ, которое сегодня с вероятностью сто процентов входит в состав АО «РКС»
Но это меня интересовало меньше всего. Я хотел не этого. ТТХ. Вот что занимало мой ум. Саша выдал мне формуляр. Так… Антенная система П-2500. Эффективная площадь антенны на передачу – 2000 кв.м. На приём – соответственно 2500 кв.м. Частотный диапазон – сантиметровый. Ширина диаграммы направленности (ого!) от 2 до 18 угловых минут! Дальше было ещё глобальнее: максимальная мощность передатчика – 200 кВт! В режиме непрерывного излучения! Высота (полная) – 105 м. Диметр зеркала – 70 метров! (Собственно, отсюда и «гражданское» название антенны «РТ-70»).
Год принятия в эксплуатацию – 1984.
И ещё меня ошеломила масса изделия – 5 000 тонн!
Сказать, что я был впечатлён – ничего не сказать.
Через некоторое время я познакомился с одной замечательной женщиной, оказавшейся у меня в подчинении, которая участвовала в работах по АМС «Вега-1» и «Вега-2», проходивших с привлечением НРТК «Квант-Д». Так вот, она рассказывала удивительные вещи. Например, о том, что квитанция об отработке команды на борту АМС приходили через несколько минут!
Вот это расстояния!
Годы шли. Почти каждый день я наблюдал это фантастическое сооружение из окна своего рабочего аппаратного зала. И постепенно узнавал много разных баек и легенд, связанных с антенной системой П-2500.
В одной из них, например, утверждалось, что для того, чтобы создать устойчивый фундамент, был выкопан котлован глубиной более 300 метров и диаметром 150 метров, который заливался бетоном прямо с железнодорожных цистерн. Для этого с железнодорожной станции Голёнки (это не ошибка. Село называется Галёнки, а станция – Голёнки. Кстати, она находится на бывшем участке КВЖД. Кто-то, где-то, когда-то неправильно написал букву) к месту стройки подвели специальные пути. По которым и доставлялись нужные грузы и бетон.
Это кстати, похоже на правду. Поскольку остатки железнодорожного полотна там действительно имеются.
Ещё одна байка гласит, что контроль строительства антенны П-2500 осуществлялся на таком уровне, что по первому «чиху» на стройку отправлялись любые необходимые «хотелки». И что этим активно пользовались местные механизаторы и мелиораторы, «добывая» через стройку самые дефицитные материалы, электроды, металл и т.д.
А вот третья история, которую я запомнил, была слегка жутковата. Она звучала так – когда П-2500 работала на излучение, все неоновые лампы в военном городке, находящемся в двух километрах от неё, начинали самопроизвольно светиться.
Без пропускания через них электричества!
Правда это или нет – я не знаю. Потому что всё время, которое я провёл в этих местах антенна практически не работала. Начиная с 1996 года.
Однако в 2006 году было начато её восстановление, которое завершилось успешно, после чего была произведена модернизация. И в настоящее время, насколько мне известно, П-2500 успешно участвует в нескольких проектах, по-моему, даже международных. Один из недавно завершённых – знаменитый космический радиотелескоп «Спектр-Р».
Но работает, успокою жителей Галёнок, в настоящее время П-2500 только как приёмная антенна. Поскольку для использования её чудовищных мощностей нет подходящего космического аппарата.
Кстати, чуть не забыл. Точно такая же антенная система находится в Евпатории, и ещё одна, недостроенная из-за распада СССР, есть в Узбекистане.
И ещё один интересный факт. Полноповоротных телескопов подобного типа с таким диаметром зеркала в мире всего несколько штук.
И напоследок – грубая оценочная стоимость инструмента – несколько сотен миллиардов рублей.
А вы говорите – в СССР только калоши делали.
Вот в принципе и всё, что я могу рассказать по этому поводу. Нет, рассказать в теории, я мог бы и гораздо больше, но понятным причинам сделать этого не могу. Дабы не гневить (и справедливо!) Систему. Когда-нибудь потом…
Всем добра!