После того, как в 1941-м году «Человека-волка» сняли в США, кто только ни пытался поразить воображение зрителей историями про укушенных зверем, которыми сами превращались из-за этого в зверей. Свои ужастики про оборотней есть у итальянцев, испанцев, французов. Даже в постперестроечной России сварганили свой «Час оборотня». Так что фильмов про вервольфов наваяли очень много. Вот только по-настоящему удачных среди них — по пальцам можно пересчитать.
Последние лет 10 с этим поджанром хорроров вообще беда. Как Джо Джонстон сварганил дорогостоящий ремейк «Человека волка» с Бенисио Дель Торо и Энтони Хопкинсом в 2010-м, так оборотней будто кто-то проклял: кино про них получается слишком вторичным, штампованным и совсем не страшным. Разве что «Волка из Снежной лощины» можно припомнить в качестве удачного «оборотнического» ужастика.
Но вот в 2021-м году британцы совместно с американцами и французами выдали прямо-таки шедевр этого направления. Вот только немногие его заметили: в международном прокате фильм собрал сущие копейки, писали о нём мало, на IMDb у него за год набралось меньше 10 тысяч оценок (правда, сравнительно высоких: общая оценка вышла 6,2, что для жанра очень недурно).
Фильм, про который я пишу, называется в оригинале «Восемь за серебро» (Eight for Silver). Это слова из детской считалочки, которая звучит из уст одного персонажа. Но в других странах посчитали, что такой титул слишком непонятен, поэтому в международный прокат он вышел под названием «Проклятый» (The Cursed). Что наверняка сказалось на зрительском интересе не лучшим образом, ведь сколько этих «проклятий» и «проклятых» мы уже видели — запутаться можно.
А между тем, за безликим названием скрывалась неординарная картина — готичная, масштабная и очень натуралистичная. Масштаб и натурализм её проявляется с первых же кадров, со сцены на полях Первой мировой войны: солдаты в окопах ожидают сигнала к атаке, а «дожидаются» ядовитого облака, от которого прячутся за допотопными противогазами, чуть ли не марлевыми масками. Потом, когда атака всё же начинается, передвижной лазарет моментально заполняется кричащими бойцами, которым перебинтовывают головы и отпиливают не подлежащие восстановлению конечности.
Работающий как на конвейере военный хирург берётся доставать пули из живота доставленного в палатку капитана, и впервые за день замирает на секунду, когда извлекает вдруг из капитановской плоти пулю необычной формы, отливающую серебристым блеском.
И тут сценарий переносит зрителя на 30 с лишним лет назад в некое большое поместье, на землях которого пытается разместиться цыганский табор. Владелец поместья землей делиться с цыганами не желает, хотя те предъявляют доказательства права владения небольшой территорией. Избавляются от них с варварской жестокостью. Но закапываемая заживо старая цыганка успевает нашептать проклятье, которое очень быстро начинает сбываться.
Ожидать потрясающего визуала и атмосферности от «Восьми за серебро» можно было изначально, стоило лишь только взглянуть, кто у неё режиссёр. Шон Эллис в большом кино дебютировал с потрясающе красивой (и откровенной) мелодрамы «Кэшбэк», которую «вырастил» из собственной короткометражки. И в дальнейшем не изменял своей склонности к стильному изображению, вниманию к деталям и умение создавать напряжение, снимая хоть триллер «Разбитое», хоть военную драму «Антропоид». Вот и на фильме про оборотней оказался верен себе.
Тонущие в тумане английские поля, наполненные таинственными вскриками и завываниями леса, погруженные в полумрак интерьеры зданий создают густую готическую атмосферу. Временами кажется, что смотришь какой-то крайне талантливый фильм про Шерлока Холмса, и вот-вот из-за деревьев выскочит собака Баскервилей… Впрочем, местные «собачки» куда более свирепые и коварные, чем в принципе-то безобидная псинка, придуманная Конан-Дойлем.
Очень обидно, что атмосферой этой насладились не слишком-то многие поклонники жанра. Если вы этого ещё не сделали, восполните пробел (но только если экранной крови не боитесь). «Восемь за серебро» достойно того, чтобы его посмотрели.