Найти тему

R.I.P. Шейн Макгоуэн, The Pogues: «Я люблю жизнь!»

«Я отказался подчиниться и стать профессионалом»... Шейн Макгоуэн. Фотография: Эллиус Грейс/The Guardian
«Я отказался подчиниться и стать профессионалом»... Шейн Макгоуэн. Фотография: Эллиус Грейс/The Guardian

Автор песен Pogues и легенда ирландской музыки, умер в возрасте 65 лет. Один из величайших бэнд-лидеров всех времен и автор рождественской классической «Fairytale of New York», Макгоуэн вдохнул в рок силу ирландской народной музыки.

Лаура Снэйпс, The Guardian

Шейн Макгоуэн, вокалист и автор песен новаторской кельтской панк-группы The Pogues и один из величайших лидеров групп всех времен, умер в возрасте 65 лет после продолжительной болезни. В заявлении семьи говорится, что «наш самый красивый, дорогой и горячо любимый» умер в 3.30 утра 30 ноября.

Его жена Виктория Мэри Кларк написала в социальных сетях: «Шейн всегда будет для меня светом, который я несу впереди себя, мерилом моих мечтаний и любовью всей моей жизни... Я счастлива, что встретила его, любила его и была так бесконечно и безусловно любима им».

В декабре 2022 года Макгоуэн был госпитализирован с вирусным энцефалитом, в результате чего провел несколько месяцев 2023 года в реанимации.

Макгоуэн стремился привнести силу ирландской народной музыки на рок-сцену, а в своих произведениях опирался на литературу, мифологию и Библию. «Стало очевидно, что все, что можно было сделать в стандартном рок-формате, уже сделано, причем, как правило, довольно плохо», — сказал он в интервью NME в 1983 году, когда Pogues только начинали свою карьеру. — «Мы просто хотели затолкать музыку с корнями, и в целом более сильную, с более реальным гневом и эмоциями, в глотки совершенно попсовой аудитории».

Он часто писал об ирландской культуре, национализме и опыте ирландской диаспоры, примеряя на себя расистский стереотип «Пэдди» — или усиливая его, в зависимости от того, кого вы спросите. В начале своей карьеры он часто выступал в костюме с профсоюзным жилетом, но в документальном фильме Джулиена Темпла «Crock of Gold: A Few Rounds With Shane MacGowan» он сказал: «Мне было стыдно, что у меня не хватило смелости вступить в ИРА, и группа Pogues стала для меня способом преодолеть это».

Преданность своему делу принесла ему премию Ivor Novello за вдохновение в написании песен в 2018 году, после пяти альбомов с группой Pogues и различных сольных релизов. Самая популярная песня The Pogues, «Fairytale of New York», записанная в дуэте с Кирсти Макколл, достигла №2 в 1987 году и стала рождественской классикой.

Президент Ирландии Майкл Хиггинс был среди тех, кто отдал дань уважения музыканту, написав: «Его слова объединили ирландцев по всему миру с их культурой и историей... Гениальность вклада Шейна заключается в том, что его песни, как сказал бы Шейн, запечатлели в себе всю меру наших мечтаний — о стольких мирах, и особенно о мире любви, об эмигрантском опыте и о том, как с искренностью и мужеством преодолеть трудности этого опыта, жить и видеть те стороны жизни, от которых многие отворачиваются».

Билли Брэгг был среди музыкантов, выразивших восхищение мастерством Макгоуэна, назвав его «одним из величайших авторов песен моего поколения... Pogues оживили фолк-музыку в начале 80-х, а его песни сделали акцент на написании текстов, открыв двери для таких, как я и другие».

Макгоуэн родился 25 декабря 1957 года недалеко от города Танбридж-Уэллс. Его родители были ирландскими иммигрантами, проживавшими в Кенте и переехавшими на юго-восток Англии. Вся его семья была музыкальной: по словам Макгоуэна, он учил по песне в день у родственников со стороны матери, а свое первое выступление дал в возрасте трех лет. «Они посадили меня на кухонный стол, чтобы я спел, и песня очень понравилась», — рассказал он в интервью Guardian. — «После этого я регулярно выступал на публике».

«Естественная жизнь»... Шейн Макгоуэн в 1977 году, в возрасте 19 лет, со своим фэнзином «Bondage». Фотография: Sydney O'Meara/Getty Images
«Естественная жизнь»... Шейн Макгоуэн в 1977 году, в возрасте 19 лет, со своим фэнзином «Bondage». Фотография: Sydney O'Meara/Getty Images

Юный Макгоуэн отличался литературными способностями и получил стипендию в Вестминстерской школе, но на втором курсе был исключен за хранение наркотиков. В подростковом возрасте он подумывал о том, чтобы стать священником, но потом обрел панк. «Я был счастлив во времена панка. Невероятно счастлив», — сказал Макгоуэн в интервью Vox. — «Вы называете это хаосом. Я не считаю это хаосом. Я считаю это естественной жизнью».

Он начал пить еще в детстве, когда семья давала ему Гиннес, чтобы он быстрее засыпал, и страдал от последствий злоупотребления наркотиками и алкоголем, но в 1990 году утверждал: «Самоуничижение, или как вы хотите это назвать, также невероятно творческое занятие».

Впервые он получил признание в 1976 году, когда его фотография с пораненным ухом на концерте в лондонском ICA была напечатана в NME с заголовком: «Каннибализм на концерте Clash». Тогда известный как Шейн О'Хулиган, Макгоуэн создал свою собственную панк-группу Nipple Erectors — позже Nips — и записал демо для Polydor, продюсером которого был Пол Уэллер.

В начале 80-х Макгоуэн и присоединившийся к ним Джон Хаслер, бывший участник Madness, отделились от распавшейся группы и объединились с участниками Millwall Chainsaws в группу Pogue Mahone — от гэльского póg mo thóin, или «поцелуй меня в задницу». Они сменили название на The Pogues, отчасти из-за цензуры BBC, и завоевали репутацию концертирующей группы.

Макгоуэн полагает, что «вневременное» качество их музыки лежит в основе их привлекательности. «Вам не нужно быть частью молодежной субкультуры, чтобы относиться к ней — в ней нет подросткового ангста или чего-то такого глупого», — сказал он в интервью NME в 1983 году. — «Она основана на сильных мелодиях, которые для меня и есть песня».

Дебютный альбом 1984 года «Red Roses for Me» вызвал восторженные отзывы, но группе не удалось воспользоваться своим успехом из-за крайне взрывоопасного состава, в котором Джо Страммер из Clash иногда занимал место отсутствующего Макгоуэна. Группа выпустила еще два классических альбома — «Rum Sodomy & the Lash» 1985 года, спродюсированный Элвисом Костелло, и «If I Should Fall From Grace With God» 1988 года.

«Hell's Ditch», выпущенный в 1990 году, стал пятым альбомом группы и последним, в котором Макгоуэн принимал участие. После того как в 1988 году он упал в обморок во время выступления в поддержку Боба Дилана, у него диагностировали гепатит и сказали, что он умрет, если не прекратит употреблять спиртные напитки. Макгоуэн был окончательно уволен из группы в 1991 году после того, как не явился на концерты во время тура по Японии.

«К концу я ненавидел каждую секунду»... Шейн Макгоуэн в 1997 году. Фотография: Martyn Goodacre/Getty Images
«К концу я ненавидел каждую секунду»... Шейн Макгоуэн в 1997 году. Фотография: Martyn Goodacre/Getty Images

«К концу я ненавидел каждую секунду», — сказал он в 1997 году в интервью газете Telegraph. — «Они так далеко ушли от того, что мы делали вначале. Мне больше не нравилось то, что мы играли раньше. Я отказался подчиниться и стать профессионалом».

Макгоуэн переехал из Таиланда в Типперэри и создал группу Shane MacGowan and the Popes, которая записала два студийных альбома. В 2001 году он присоединился к воссоединению Pogues, которое продолжалось до 2014 года.

В 2000 году Шинейд О'Коннор заявила на Макгоуэна в полицию за хранение героина, надеясь отучить его от употребления. Несмотря на свой первоначальный гнев, Макгоуэн позже выразил благодарность О'Коннор за то, что она помогла ему завязать с наркотиками. Когда в январе 2022 года умер 17-летний сын О'Коннор Шейн, Макгоуэн высказался с уважением, сказав: «Вы всегда старались исцелить и помочь». После смерти О'Коннор в июле Кларк опубликовала благодарность певице от их пары за «твою любовь, твою дружбу, твое сострадание, твой юмор и твою невероятную музыку».

В конце 2000-х годов «Fairytale of New York» начала вновь появляться в чартах рождественских синглов благодаря росту скачивания, а затем и потокового вещания. Вместе с этим возрождением появились горячие споры об использовании в песне слова «педик» и цензуре со стороны BBC: в зависимости от того, на какой радиостанции вы слушали песню, это слово иногда приглушалось.

В 2018 году Макгоуэн выступил в защиту «Fairytale», заявив, что это слово соответствует ее главной героине. «Она просто должна быть подлинным персонажем, и не все герои песен и историй — ангелы или даже порядочные и респектабельные». В более поздние годы он отмахнулся от дебатов, назвав их «нелепыми».

С 2015 года он пользовался инвалидным креслом после падения, в результате которого он сломал таз, и последующих падений, повредивших его колени.

Последним альбомом Макгоуэна стала работа с The Popes «Crock of Gold» в 1997 году, хотя с 2015 года он работал над еще не вышедшим альбомом каверов и оригинальных вещей с ирландской группой Cronin. Среди его последних творческих работ — «The Eternal Buzz and the Crock of Gold», роскошная художественная книга, которую критик Вальдемар Янущак похвалил за «безумную, дикую, увлекательную, скабрезную энергию» Макгоуэна. Экземпляры книги были проданы по 1 000 фунтов стерлингов за штуку, чтобы собрать деньги на лечение Макгоуэна.

Макгоуэн пережил Кларк, на которой он женился в 2018 году. Они познакомились, когда Макгоуэну было 24 года, а ей — 16. Он также однажды сказал, что является отцом сына, родившегося примерно в 1991 году. «Я бы ни одному ребенку не пожелал чтобы я стал его отцом», — сказал он в интервью газете Telegraph. Его также пережили сестра Шивон и отец Морис.

Среди музыкантов, отдавших дань уважения, — номинированная на премию Mercury ирландская фолк-группа Lankum, которая назвала его «титаном», а фолк-рок певец-песенник Фрэнк Тернер назвал его «одним из великих всех времен». Тим Берджесс из The Charlatans назвал его «лирическим гением», ответственным за «одни из самых захватывающих шоу, свидетелем которых я когда-либо был».

В одном из своих последних интервью, данном корреспонденту газеты Guardian Саймону Хэттенстоуну, Макгоуэн заявил, что, несмотря на репутацию человека, желающего смерти, он хочет жить. «Конечно, я люблю жизнь», — воскликнул он.