Люблю его. И ненавижу.
Люблю за тонкий вкус, романтичную нежность, нетипичную свежесть и томительное ожидание. О-о-о! Это нестерпимое чувство. Скорее! Скорее! Иди ко мне, я тебя хочу…
Ненавижу за редкость встреч. За то, что иной раз, готовясь к встрече со мной, он бывает грубым, неинтересным. Но больше всего неприязненных чувств возникает от невозможности насладиться им целиком. Только, с&ка, по частям, только фрагментами. Я так не хочу!!! Хочу всё сразу!
(Перевожу дух. Успокаиваюсь.) Чего это я завелся? А?
Если вы не поняли (а, скорее всего, так и есть), речь идёт о салате. Итальянском салате «Капрезе». Однажды попробовав его, я в него влюбился. Причём самый первый раз дело было вовсе не в Италии.
Забегая вперёд, сразу прошу, ради Бога, не надо меня поправлять и указывать на ошибки в рецептуре. Они ВСЕ НЕПРАВИЛЬНЫЕ! Все рецепты Капрезе – неправильные.
Когда он родился, то был простым итальянским парнем. Без всяких понтов. Это был перекус рабочего на скорую руку – чем бог послал. КЛАССИЧЕСКИЙ рецепт это сыр моцарелла, томаты, базилик и оливковое масло. Допустимо было посолить. ВсЁ! Никаких больше приправ, соусов, паст, уксусов, орехов. Всё это придумали позже. То, что подается на стол сейчас, очень далеко от первоначального варианта.
Самым первым делом подвергся «тюнингу» базилик. Да, травка вкусненькая, приятная, душистая. Но вкус её неярок. К тому же, чтобы насладиться им в полной мере, нужно эту суховатую жесткую зелень тщательно разжевать. И вот тогда, постепенно во рту появится вожделенный аромат. Пока пережёвываешь траву, моцарелла уже кончилась! Поэтому и придумали сначала траву перетереть, истолочь, чтобы она дала сок. И делали это в оливковом масле, которое (один хрен!) в салат добавлять. Базилик, зараза, жёсткий. Процесс растирания в ступке долгий и трудозатратный. Пока всех родственников недобрым словом вспомнишь, пока пару раз чашка с зеленой кашицей из рук вырвется, уже никакой салат и не нужен!
Поэтому рыночная экономика тут же подсунула услугу – готовая паста «песто», в которой базилик перетёрт вместе с оливковым маслом в однородную кашицу. И, вообще-то, дело это хорошее. Паста (соус) «песто» вкусная. И возиться не надо. Ну, а раз маркетинговые гении до продукта добрались, жди рестайлинг. Появились соусы «песто» с добавлением грецких орехов, сыра пармезан, черного перца, бальзамического уксуса, чеснока… Всего не перечислить. В большинстве случаев всё равно очень вкусно. И гораздо удобнее, чем жевать скупой на взаимность базилик.
Позже почему-то возник на горизонте сладкий бальзамический соус. Хотя в первоначальном виде он даже намёком нигде не валялся. Ну, да ладно. Многим нравится его ненавязчивый сладковато-пряный вкус. Но некоторые его, прям, терпеть не могут. Поэтому и родилась вежливая традиция бальзамик-соус капать на тарелку где-нибудь с краешку. Хочешь – макай, а не хочешь – игнорируй.
А позже эту пародию на утонченность переняла и паста «песто», её тоже иногда выкладывали на блюде отдельным холмиком. Этакий зелёный пригорок болотной жижи, который разъезжался в разные стороны неуправляемой лужей, стоило только к нему прикоснуться.
Хоть сколько-нибудь «устаканившийся», широко распространившийся рецепт выглядит так: помидорные дольки и ломтики моцареллы разложены на блюде. Зеленая паста (соус) песто накладывается горкой на краю тарелки, на противоположном крае сеточкой нарисованы линии из сладкого бальзамического соуса. Иногда кладут и свежий базилик – мучайтесь! Очень часто добавочным звеном на тарелке валяются маслины или оливки. Они – в тему! Их вкус гармонирует с деликатной нежностью сыра. Пусть будут!
История получается как с кавказским шашлыком. Казалось бы – что может быть проще куска жареного мяса? Ан нет! Лаваш! Как же без него? А соус из свежих помидор? Непременно! Маринованный лук просто нельзя проигнорировать. Ну, и разве может уважающий себя мужчина жрать мясо, не закинув предварительно в пасть пучок зелени? Нет, конечно! Вот и получается, что пока ты к жареному ломтику, утопленному в томате, догружаешь в рот лаваш (оторвать руками), лук (сваливается с вилки), веточку чего-то зеленого (уже нет возможности смастерить порцию) и судорожно тянешься к бокалу с вином… Поздно. Мяса во рту уже нет. Отхлебнул с лёгким разочарованием вина и по новой.
Вот и с салатом Капрезе такая же история. Кусочек сыра ткнул в бальзамический, чуть помедлив, туда же листик базилика. Помидорный кружок при попытке измазать его пастой песто показывает тебе «фак» - скользкая паста на основе оливкового масла как санки с горки скатывается с влажной помидорины. В этой бесячей борьбе ты цепляешь, наконец, один карат зловредной смеси, а… за моцареллой надо тянуться заново. А ты и вино отхлебнуть не успел, и до оливки ещё не дотянулся. Б…!
* * *
Очередным тоскливым вечером выходного дня я вспомнил про него. Ура! Идея. Всегда мечтал сделать это, но мне не дозволяли уродовать подаваемый на праздничный стол «Капрезе». А я так хотел, чтобы можно было разом закинуть в глотку все ингредиенты салата одновременно.
Зловеще улыбаясь, я принялся за надругательство. Мелко порезал моцареллу. Помидорину малинового сорта (только такую, не иначе!) не поленился очистить от шкуры. Пусть будет так, как я хочу! Мелко покромсал – туда же. Оливки. Каждую на три части. Пока справлялся с половиной поблёскивающих чёрных бусин, подзае... утомился и понизил планочку. Пополам и достаточно. Да. Пополам вполне достаточно.
Пришло время зелёной пасты. «Песто». А сколько? Хрен его знает! Её ж всегда намазывали на кусочки. Подумав, хряпнул столовую ложку. И начал тихонько (моцарелла с помидорами очень мягкие) перемешивать. Результат оказался несколько неожиданным. Травяное пюре с оливковым маслом равномерно размазываться по кубикам салата категорически не желало, тупо соскальзывая куда-то вглубь, оставляя после себя след свежевытертых детских соплей. Сделав десяток движений плохо смазанного миксера и порядком раздавив сыр, я никакого прогресса не добился. Зловредная «песто» размешиваться и входить в контакт с соседями не желала. Так, бл… Что же делать? Чуть добавил оливкового масла. Но результат был вполне предсказуем заранее, без эксперимента. Масло размешалось, зелёная жижа – нет.
В лёгком раздражении – вот ещё проблема-то, какая фундаментальная! – я призадумался. А! Была-не-была! Добавил немного сметаны. Состав волшебным образом переменился. Изумрудно-молочная суспензия слилась в сладком поцелуе и растворилась друг в друге. И цвет. Боже, какой красивый нежный цвет! Маленький листочек, едва выползший из почки. Квинтэссенция деликатности в зелёных тонах (50 оттенков зелёного).
Да, и вкус похорошел. Самое главное, что чуток сметаны благостно отразился на вкусе. Пока я возился, нарезая фрукты, помидоры со сметаной, перевозбудившись, дали сок, словно готовая на всё женщина.
Отлично! Получилось просто отлично! Как я и мечтал! Я зачерпнул ложкой – вот они, голубчики, все тут. И оливочки, и сыр, и помидорки… Ням! Божественно!
И тут, наслаждаясь волшебным мгновением, я чуть не подавился. Потому что внезапно пришедшая в голову мысль заставила меня заржать во весь голос. Я закашлялся, помотал головой и снова захохотал. Помидоры со сметаной ожидаемо дали сок. Там явно не хватает закономерной части овощного салата – огурцов! Огурцы, помидоры, сметана – классика. Все ещё плюясь остатками смеха от дебильной картины – Капрезе с огурцами – я вдруг осознал страшное! Я хочу это сделать на самом деле!
- Не надо! – отчаянно замотал головой внутренний голос, - Пожалуйста, не надо! Не порть так удачно сделанный шедевр. Прекрати!
«Но Остапа было уже не остановить». Все ещё не до конца веря в то, что делаю, я ножом для чистки картошки снял с большого огурца шкуру. Полностью раздетый голенький огурчик был порезан на 42 кубика. Я издал мысленный вопль, смысл которого сводился к «Господи, что же я делаю-то?! Не надо!» (Вслух он был озвучен как «Вот, Б..!»)
Всё…
Огурец ТАМ. И этого не отменить. Задумчиво помешав в блюде, я недоверчиво снял пробу. Это было попадание в «десятку». Ненавязчивый, травяной вкус огурца без шкуры был, прямо, «самое оно»!
Все было ИДЕАЛЬНО. И еле уловимая бирюзово-зелёная сметанная пена с базиликом завершала картину идеальности в тарелке. Восторг!
…Я наслаждался. Я пил вино и маленькой (специально взял чайную) ложкой вкушал моё сокровище, «мою прелесть». И уже отчётливо осознавал, что идея половину салата оставить на завтра, провальная. Всё сегодня сожру! Полностью.
Хоть и пытался изображать визит в ресторан и есть максимально не торопясь, он всё-таки закончился. Пару минут я еще пытался уговорить себя перенести часть удовольствия на завтрашний вечер, но итог уже был предрешён. С горящими глазами я приближался к холодильнику и вдруг вспомнил. Блин! Вспомнил! Я же не положил бальзамический соус! Сладкий коричневый бальзамический соус. Забыл. Со всеми этими неожиданными новшествами. Сметана эта. Огурцы.
Вторую порцию я заправил из темной бутылочки. Шоколадного цвета крем лениво потёк по кусочкам в тарелке. Ну, уж он-то точно не испортит праздник…
Забегая вперёд, я могу успокоить, вкус действительно получился ещё интересней. Давно проверенный «в деле» бальзамик-крем не подвёл. Но цвет… Бляха от сандаликов! Этот цвет! Волшебная нежность угасающей морской волны исчезла. Кофейный тон, смешавшись с бледной зеленью, выдал… На это, если честно, лучше было не смотреть. В идеале – есть, вообще не глядя в тарелку. Даже описывать не буду. А фотографировать, тем более! Всё получилось как у меня всегда в итоге выходит - на вид хуже некуда.
Но вкус! М-м-м-м-м...
Короче! Классические части Капрезе мелко режем. Нестандартная добавка – свежий очищенный огурец и сметана (сметаны в три-четыре раза меньше, чем «песто», совсем немного, иначе она все перебьет, проверено уже).
Ну, и бокал вина, конечно бокал вина. Или бутылка…