«Мария Ватутина. ПОЭЗИЯ.DOC». Письмо поверх письма».
Новый спектакль в Новом театре. И одновременно – старт проекта «ПОЭЗИЯ. DOC». В нынешнем театральном сезоне зрители увидят четыре спектакля, героями которых станут четыре русских поэта. Мария Ватутина. Игорь Караулов. Анна Долгарева. Анна Ревякина.
Трудно писать о работе в настоящем времени. О том, что делаешь сейчас и о том, как это связано с твои вчерашним и завтрашним. Как ты сам оцениваешь то, чем занят. И почему это важно. Пусть не всему Urbi et orbi, но хотя бы ограниченному кругу людей. Например, тем, кто интересуется современной поэзией.
Трудно писать о «ПОЭЗИИ.DOC» - потому, что ничего подобного на театральной сцене столицы и провинции не было. Я больше двадцати лет занимаюсь документальным театром и техникой вербатим, когда в основе драматургического текста лежат интервью с людьми. Не придуманными, реальными. Вместе с другом и соавтором Владимиром Забалуевым мы написали вербатимную пьесу «Красавицы», которая шла в Театре.doc несколько сезонов.
Был опыт детского вербатима – и тоже успешный, хоть и давался трудно.
Был цикл спектаклей в театре «Практика» о десяти культурных героях современности, самых разных, от классика отечественной музыки Владимира Мартынова до художника-авангардиста Петлюры.
Был документальный спектакль о поэзии в нашей жизни – он так и назывался «Наше».
У меня был совершенно немыслимый и неповторимый опыт – вербатим о жизни русских в Эстонии, причём играли спектакль не в каком-то подвальчике, а на одной из самых больших площадок Таллина.
Плюс читки и показы спектаклей в жанре вербатим на фестивалях. Не мог предположить, что узнаю нечто новое о вербатимных проектах. Но с «ПОЭЗИЕЙ.DOC» так и случилось. Удивился, а потом порадовался. Тем более, что был не наблюдателем со стороны, а человеком в процессе, человеком, чья роль в программке обозначена как «автор пьесы».
Прежде всего, достоин уважения сам выбор героев – форпост Z-поэзии. У каждого из поэтов свой голос, свой словарный запас, своя интонация. Что важно для драматурга – у каждого есть судьба. Есть биография, сросшаяся с метафизикой, с легендой. Каждый личность, поэтому трудно выводить их на разговор, который, по каким-то причинам эти личности вести не хотят. А мне, как составителю текста, нужно получить от них ту правду, которую они никому ещё не открывали. Нужен инсайт, а по-русски - потаённое.
Эдуард Бояков, художественный руководитель Нового театра часто ставит трудноразрешимые задачи. И даже не часто, а всегда. Поэтому небольшой зал театра «Практика», в те годы, когда Бояков задавал направление театру, всегда был переполнен. Поэтому и сегодня нет свободных мест в огромном зале Театра Российской Армии в те вечера, когда там идёт поставленный Бояковым «Лавр».
Рассказывая зрителям о «ПОЭЗИИ.DOC», Бояков вспомнил фразу Иосифа Бродского: «Поэзия – наша видовая цель». Бродский считал, что поэзия – высшая форма речи. Продолжая эту мысль, приходишь к выводу, что поэтический театр – высшая форма театрального искусства.
По условиям проекта «ПОЭЗИЯ.DOC» весь текст пьесы строился на стихах героини или героя (в моём случае это была Мария Ватутина) и на интервью, записанном на диктофон.
Не всё, что произнесла Мария, вошло в окончательную версию пьесы, и сам порядок беседы был изменён. Неизменными остались то мужество и та откровенность, с которыми Мария рассказывала о своей жизни, о семье, об испытаниях, о предательстве и любви.
Парадоксально, но пьеса про одного героя – не моно-пьеса. Марии были отданы её стихи. Актрису Дашу Дуженкову можно назвать судьбой поэта – ей доверили слова, произнесённые Марией во время интервью. Единственный мужчина на сцене, Валентин Клементьев стал воплощением мужского начала, то репрессивного, то мобилизующего, а иногда заставляющего вспомнить о Фрейде. Напряжение, вызванное пониманием своей избранности, мыслью об одиночестве поэта, всерьёз служащего своей миссии, создало общее эмоциональное поле. Далеко не каждый спектакль такого очистительного эффекта достигает.
И ещё одна удивительная особенность проекта «ПОЭЗИЯ.DOC» - его нацеленность на полифоничность. Четыре поэта – четыре мелодии нашего времени. Вслушиваясь в них, мы узнаём новое, прежде скрытое – о стране и о себе.