Найти тему

Зуб Оборотня и чертежи пароходов. Загадки старого музея в умирающем городке.

204 прочитали

О славной индустриальной истории и трагической деиндустриальной современности селения Пожва в Прикамье я рассказывал в прошлых частях (ссылки в конце статьи).

О славной индустриальной истории и трагической деиндустриальной современности селения Пожва в Прикамье я рассказывал в прошлых частях (ссылки в конце статьи).

Но кое-что здесь выжило - первоклассный музей. И когда я спросил кондукторшу ПАЗика, где там музей, вдруг оказалось, что рядом со мной едет одна из его сотрудниц:

О славной индустриальной истории и трагической деиндустриальной современности селения Пожва в Прикамье я рассказывал в прошлых частях (ссылки в конце статьи).-2

Музей оказался буквально за углом от центральной площади, в неприметном деревянном здании с тонким воинским обелиском у входа:

О славной индустриальной истории и трагической деиндустриальной современности селения Пожва в Прикамье я рассказывал в прошлых частях (ссылки в конце статьи).-3

За дверью видны картины в стиле Рериха и записки с иероглифами. Музей держится в первую очередь на своём хранителе Алексее Панфилове, которого в одной статье назвали просто Сборщик - на Пожвинском заводе он 20 лет собирал изделия, а в свободное от работы время собирал музей, и однажды хобби оказалось вернее работы.

Ещё он востоковед, художник, знаток холодного оружия и чинит компьютеры для местной детворы, которая его обожает. Первоначально коллекция хранилась у Панфилова дома, затем - в заводской библиотеке, теперь вот переехала сюда, но и это, по словам Алексея - вряд ли надолго.

О славной индустриальной истории и трагической деиндустриальной современности селения Пожва в Прикамье я рассказывал в прошлых частях (ссылки в конце статьи).-4

У входа - старые часы чуть ли не местного же производства, работающие однако чётко, только заводить их нужно раз в неделю. Вся экспозиция собрана в одной комнате, но по разнообразиею своему достойна полноценного краеведческого музея:

О славной индустриальной истории и трагической деиндустриальной современности селения Пожва в Прикамье я рассказывал в прошлых частях (ссылки в конце статьи).-5

Внизу справа на кадре выше выглядывает надгробная плита Василия Воеводина, крепостного-Главнокомандующего из дома с деревянной башенкой, где располагалось заводоуправление. Где сама могила - уже никто не помнит, а плиту Панфилов собрал из двух обломков, использовавшихся в Княжьем доме (резиденции заводовладельце Всеволожских) - один был шестком печи, о буквы другого вытирали ноги при входе. На витрине - изделия завода разных лет, в том числе ядра Наполеоновской войны:

О славной индустриальной истории и трагической деиндустриальной современности селения Пожва в Прикамье я рассказывал в прошлых частях (ссылки в конце статьи).-6

Под потолком - чертежи пароходов времён Сергея Львова, спасённые буквально из макулатуры:

О славной индустриальной истории и трагической деиндустриальной современности селения Пожва в Прикамье я рассказывал в прошлых частях (ссылки в конце статьи).-7

А напротив них - амулеты звериного стиля, украшения пермяцких селянок, ржавые мечи из тьмы веков:

О славной индустриальной истории и трагической деиндустриальной современности селения Пожва в Прикамье я рассказывал в прошлых частях (ссылки в конце статьи).-8

Как напоминание о том, что Пожевской заводы Строгановы построили на очень и очень древней земле:

О славной индустриальной истории и трагической деиндустриальной современности селения Пожва в Прикамье я рассказывал в прошлых частях (ссылки в конце статьи).-9

-Знаете, земля тут правда особенная, - говорил Алексей, - вот как-то, помню, пошли мы с другом в поход. Вечереет уже, надо где-то ставиться, в потёмках нашли первую попавшуюся поляну да разбили на ней палатку. А ночью снаружи звуки какие-то слышу, шаги, треск костров, голоса. Выглядываю - там туман, а вокруг нас целый лагерь стоит! И вот подходит ко мне человек в кольчуге... а может и не совсем человек. Говорит, что зря мы пришли сюда, и на меня кидается, а зубы у него не людские! - тут можно вспомнить многочисленные публикации, на которых Панфилова преподносят эзотериком-сказочником, но их авторы, видать, не умеют дослушать до конца, - а потом я просыпаюсь в палатке. Утром выглядываем - действительно, туман. Говорю товарищу: "вот неспроста же такое приснилось!". А как туман рассеялся - поняли мы, что вокруг нас сплошные курганы.

О славной индустриальной истории и трагической деиндустриальной современности селения Пожва в Прикамье я рассказывал в прошлых частях (ссылки в конце статьи).-10

Отдельная достопримечательность музея - зуб вежлога. Так в коми-пермяцкой мифологии называли чудовищ наподобие вампиров и оборотней. Раньше, по словам Алексея, он даже давал гостям подержать этот зуб в руках, но некоторые после посещения музея тяжело болели, и от греха подальше он спрятал зуб под стекло, к амулетам и бусам. Вроде как зуб человеческий, но аномально острый, словно у хищных зверей - возможно, какая-то мутация:

О славной индустриальной истории и трагической деиндустриальной современности селения Пожва в Прикамье я рассказывал в прошлых частях (ссылки в конце статьи).-11

В соседней витрине - лишённые мистического ореола зубы и кости доисторических хищников:

О славной индустриальной истории и трагической деиндустриальной современности селения Пожва в Прикамье я рассказывал в прошлых частях (ссылки в конце статьи).-12

См. также:

Старый Пожвинский завод - забытый флагман русской промышленности.

Лемпиха. Печальная судьба моногорода.