Вернее, не города, а села Пожва в Коми-Пермяцком (уже не автономном) округе. Его славную 250-летнюю промышленную историю я рассказывал отдельно (ссылка в конце статьи)...
...а современность актуальнее в заречном предместье Лемпиха. Оно встречает деревянными постройками неясных лет и бурьяном, скрывающим корову:
Вдоль Пожвинского залива через всю Лемпиху тянется длинная и неимоверно пыльная Широкая улица. Это её официальное название, уцелевшее невесть с каких времён. На ней есть автобусные остановки - раз в час между посёлков ходит ПАЗик, но я на него опоздал.
Ручей с сараями прямо у воды:
Весьма внезапный в этих плавнях катерок, как военные корабли зачем-то покрашенный в серый:
В конце Широкой улицы, где её пересекает Судомеханическая - собственно, Пожвинский машиностроительный завод. Он был построен здесь с нуля в 1954-58 годах как "Лесосплавмаш", но считается преемником того старинного завода. По крайней мере в сквере стоит памятник (2007) с якорем и списком достижений эпохи Всеволожских по бокам:
Зелёный корпус за сквером - это заводоуправление, и я шёл именно к нему: в Пожве есть отличный музей, и все местные, не сговариваясь, посылали меня сюда - в заводскую библиотеку. Последняя ещё действует, и в ней даже проходят выставки местных народных умельцев, но сам музей, как оказалось, пару лет назад съехал отсюда в центр:
В ожидании автобуса я немного побродил вокруг, но смотреть в призаводской Лемпихе оказалось не на что:
С упадком лесосплава самой актуальной продукцией Пожмашзавода оказались системы пожаротушения, которые он продолжил выпускать и в постсоветское время. На некоторых сайтах и даже в википедии ещё можно видеть бравурные характеристики с обилием слов "уникальный" и "крупнейший", да и работало здесь ещё 10 лет назад без малого 1300 человек - почти половина населения Пожвы, то есть за вычетом детей, стариков и домохозяек, буквально ВСЕ.
Но конец наступил быстро: фактически, единственным покупателем пожвинской продукции было МЧС, и с прекращением госзаказа предприятие рухнуло. В 2014 году завод купил один московский бизнесмен, да рассудил, что выгоднее тут всё закрыть и продать на слом. И я не знаю, кто тут виноват - заводское начальство, на госзаказе забывшее о модернизации производства и поиске новых рынков сбыта, или госзаказ, по каким-нибудь сугубо антинародным причинам отказавшийся от "крупнейшего и уникального" оборудования.
Знаю лишь, что судьба каждого моногорода, живущего на заказе государства или единственной крупной корпорации точно так же висит на волоске. Территория Пожмашхзавода пока ещё охраняется, но вот такие виды открываются за его проходной:
Густая трава колышется на тёплом ветру, в жарком воздухе жужжат мухи...
В обескровленной Пожве всё кажется каким-то эфемерным и нереальным.
Старый Пожвинский завод - забытый флагман русской индустрии.