Найти тему
SMART VIBES

О самом необычном приключении Шерлока Холмса: Собака Баскервилей. Часть 2.

Это был Черный Шак.

Артур Конан Дойл безусловно был знаком с мифическими персонажами Девоншира, не просто так действие книги происходит именно там. И скорее всего в его руки попадала небольшая книжечка, изданная в Лондоне в 1577 году. В ней автор – священник, преподобный Абрахам Флеминг рассказывает историю о том, как утром четвертого августа 1577-го года во время сильнейшей грозы в церковь Святой Марии городка Банги ворвался страшный черный пес. Он перегрыз горло двум мужчинам и сразу же исчез, чтобы снова появиться через несколько минут в церкви Святой Троицы в Блайсбурге, в одиннадцати километрах от места первого происшествия. Там он загрыз еще троих и обжег адским пламенем руку одного прихожанина. Дьявольская собака исчезла, оставив следы когтей на дубовой двери храма.

Сам Флеминг не был свидетелем этих событий. Он, по всей вероятности, взял информацию из церковных книг. Но, интересно, что интересно – в них о собаке нет ни слова. Упоминается лишь страшная гроза, убившая и обжегшая нескольких прихожан.

Так откуда же нарисовался пес? Видимо, если откинуть версию, что священник сам все придумал, из устных свидетельских показаний. Историки выдвинули свои предположения по поводу этого рассказа.

Одно из них – собака действительно была. Но не какой-то там «адский пес», а самый обычный. Ведь в те времена собакам разрешалось заходить в церковь вместе с хозяевами. Даже были «специально обученные люди», которые за оплату присматривали за питомцами, на случай если те устроят во время службы какой-нибудь кипиш. В книге из церкви Святой Марии в Банги даже сохранилась запись об оплате такой услуги в ту самую грозу.

Значит, собака в церкви, по любому, была. А что только не померещится молящимся людям, напуганным и доведенным до панического состояния страшной грозой. У страха, как говорится, глаза велики – вот и померещилось исчадье ада. Автор пишет, что в церкви сильно потемнело, и все упали на колени. В такой позе крупный пес может показаться реально огромным. А тут еще слепящие вспышки молний, отражающиеся в глазах животного…

Что же касаемо фольклорной части, то в Англии, особенно в восточных ее графствах, распространены рассказы о черной собаке. Они и сейчас все еще актуальны, изображение пса можно встретить по всему городу Банги, даже на его гербе. Черный пес засветился в названиях клубов, магазинов, местной футбольной команды, а у некоторых жителей города есть флюгеры, увенчанные зверем.

Зовут мифического пса Черный Шак (англ. Black Shuck) от слова «shucky» (лохматый) из местного диалекта или от древнеанглийского «scucca» (демон). Описывают его, как огромную (иногда чуть ли не с лошадь), лохматую и черную как смоль собаку с мерцающими огнями на морде и загривке. Из пасти чудовища, по словам очевидцев, вырывается пламя, а глаза мечут искры.

Встречали пса одинокие путники в безлюдной местности и сначала принимали его за обычную собаку. Но когда пытались погладить ее, то тут проявлялось потусторонняя сущность чудовища и оно со вспышкой исчезало.

О собаке упоминал еще в 1850 году преподобный Э. С. Тейлор из Ормсби, якобы пес посещал церковные дворы.

Относились к Черному Шаку по-разному. Иногда его воспринимали, как обычного пса, иногда как страшного убийцу, а иногда как доброе существо, помогающее одиноким женщинам безопасно добираться до дома. Но чаще все-таки его боялись, считая плохим предзнаменованием – предвестником смерти. Говорили, что достаточно только взглянуть на Шака, чтобы наложить на себя смертельное проклятие.

-2

Кстати, осталось загадкой и то, кто такой Шак? Выдумка, мифическое существо или настоящая собака? В 2014 году во время раскопок руин аббатства Лейстон в Саффолке найдены останки очень большой собаки. Предположительно, животное весило около 45 килограммов, а его высота (если поставить пса на задние лапы) составляла чуть более двух метров.

Интересно, что, судя по керамическим фрагментам, найденным там же, могила принадлежит как раз тому времени, когда Шак пугал местных жителей.

Дикая Охота.

В книге первой жертвой страшного зверя стал Хьюго Баскервиль. Его образ однозначно срисован с реальной личности – Ричарда Кэбелла. Этот человек пользовался дурной славой, он похищал молодых девушек и отвозил в одну из своих усадеб Хосон-Корт. Во время одного из таких приключений в 1677 году возле поместья Брук-Мэнор в Девоншире произошло что-то страшное. Поговаривают, что негодяя Кэбелла настигла Дикая Охота.

-3

Легенды о Дикой Охоте уходят корнями в скандинавскую мифологию. Считалось, что во главе Охоты стоит сам Один или женское божество – Фригг, Геката или Диана – в разных местах свои версии. Некоторые считали, что во главе призрачных всадников мог встать даже кто-то из живых, имеющий связь с миром мертвых.

В особенно ненастные ночи, с сильной бурей и грозой, мчались по небу призрачные всадники ада на своих черных конях. Искали они людские души, которые после смерти не смогли попасть в мир мертвых, а заодно могли прихватить души зазевавшихся живых людей, особенно негодяев и преступников.

Дикая Охота предвещала большие беды. Увидеть же всадников считалось, накликать на себя смерть. Если кому и удавалось пережить такое зрелище, даром это не проходило. Человек испытывал такой ужас, что подчас сходил с ума. Но самое страшное – он мог навечно присоединится к Дикой Охоте.

В Англии в Дикую Охоту верят и по сей день. Говорят, что в последний раз ее видели в 1940 году над Самхайнской равниной в канун Дня Всех Святых.

К дикой гонке адских посланников присоединялись болотные псы, прозванные так за то, что могли бегать по самым непролазным топям. Жили же они в диком Уистменском лесу, название которого происходит от местного слова «колдовской, ужасный».

Вот по второй версии, именно эти псы загнали до смерти Кэбелла на дартмурских болотах. Якобы в ту ночь черных огнедышащих гончих псов видели возле его поместья.

Тело Ричарда Кэбелла нашли утром местные крестьяне. Похоронили его у южного крыльца местной церкви. А так как доверия к нему не было, чтобы не бродил он по ночам, да не приносил несчастий, закопали его поглубже, гроб сверху придавили тяжелым камнем и возвели склеп. Вход в него надежно загородили тяжелой чугунной решеткой с одной стороны и дубовой дверью с большой замочной скважиной – с другой.

У местных мальчишек до сих пор есть игра на проверку храбрости. Надо тринадцать раз обежать могилу, а затем сунуть палец в замочную скважину. Пока никто не пострадал, но это ужасно страшно – ведь вампир в склепе может палец-то и отхватить.

А возможно прототипом стала реальная собака.

Лорд Кэбелл был не только негодяем, но и невероятным ревнивцем. И однажды ночью под его руку подвернулась жена, которую он обвинил в измене и жестоко избил. Бедной женщине удалось вырваться и сбежать из дома.

-4

Но далеко она уйти не смогла. Разъяренный Кэбелл настиг ее на пустынных болотах и убил охотничьим ножом.

Тут и появилась огромная собака, любимица леди Кэбелл. Она нагнала людей, да вот только опоздала и не смогла предотвратить трагедии. Тем не менее, собака напала на лорда и загрызла его, но сама была смертельно ранена ножом. Утром крестьяне нашли всех троих.

Местная легенда говорит, сто собака стала призраком, и все еще бродит ночью по болотам. В полнолуние ее скорбный вой слышат все местные жители.