Неделя понадобилась, что бы наконец вышел полный квалифицированный разбор взрыва Старшипа во втором полете.
Причём, профильные специализированные мировые СМИ так и не разродились.
Хвала энтузиастам с этого Ютуб канала, которые как курочка по зернышку собирали инфу отовсюду.
1. Согласен почти со всем, что сказано в ролике, кроме того что разрешение на третий полет Маску дадут быстро.
Ибо самоуничтожение первой ступени и якобы контролируемый взрыв второй ступени оставляет слишком большие фрагменты, явно не успевающие сгореть полностью до земли.
А аргумент, что на острова ничего не попало в этот раз - так себе аргумент.
Когда с орбиты сводят даже агрегатной отсек Союза в 2.5т, то его затапливают над малодеятельными пустынными районами Тихого Океана и обязательно при этом закрывают судоходство в квадрате 300х300км (и то пара случаев было, когда суда тонули от падающих обломков сводимых блоков).
А здесь стартовая траектория идёт над Мескиканским заливом - зоной весьма активного судоходства.
Когда Маск выйдет на планируемый темп запуска (один Старшип в неделю) - народ взбунтуется, ибо Мексиканский залив станет штатным полигоном, закрытым для судоходства.
Обычно всякие активисты от меньшего возбуждаются.
2. Проперся от технического хамства инженеров Маска по стартовому столу.
Ранее или газоотводные циклопические каналы строились (как на площадке под королевскую Р7 на Байконуре).
Или сверх материалы на облицовку стартового стола закладывались (но их менять после каждого старта приходилось).
Плюс под поверхностью стола делались каналы, по которым прокачивался гигантский объем воды для охлаждения.
Всё это дорогие решения.
Маск же выбрал самый Циничный.
Просто по центру площадки поставил гигантскую форсунку-спрынцовку, через которую в момент старта дуровое количество воды разбрызгивается под огненным валом отработавших газов.
Газы мгновенно переводят воду в пар и эта пароводяная подушка сама по себе является великолепным теплоищтлятором, сберегая поверхность стартового стола.
Браво!
Просто, надёжно, предельно цинично (раньше только Королев с Барминым подобные решения практиковали (просто, надёжно и цинично).
3. Эксперты этого ролика подтвердили мою настороженность ещё неделю назад, что на видео в начале разгона я видел много элементов, пролетающих вдоль корпуса ракеты.
Подтвердилось.
Это пластины теплоизоляции, на спускаемом Старшипе, которые недостаточно надёжно приклеили.
В этом ролике эксперты отнеслись к этому спокойно.
Но!
Если бы Старшип не взорвался якобы управляемо на девятой минуте разгона, а долетел бы до Гаваи, то при торможении и снижении он бы гарантированно взорвался там.
Как один из СпейсШатлов, у которого также на старте повредились несколько пластин теромоизоляции и при посадке все "бахнуло", забрав жизни шести астронавтов.
При этом челнок Спейс Шаттл был существенно компактнее и легче коровы Старшип.
На Старшипе площадь теромоизоляции и количество пластин больше.
Соответственно вероятность их "отваливания" выше.
Но на парашутных системах спасения типа советских это по барабану.
Капсула сядет и с ращрушенной теплоизоляции.
Так же сейчас при полётах на МКС кроме штатных кораблей, доставляющих туда и спускаюших вниз людей и грузы - имеется "спасательная шлюпка" (наши Союзы и Прогрессы, на которых экипажи с МКС в случае шухера аварийно спасти).
А в идеологии Старшип резервная шлюпка не предусмотрена.
Стремно как то.
Пара взрывов на выводе/возврате с людьми - и программу закроют (как случилось с Спейс Шаттл).
Так как засада концептуальная, допиливпнием технологий неустранимая, новую систему спасения в Старшип (особенно в модификации на 100чел для полёта на Луну) никак не всуропишь.
4. Отметил, что во втором полете на высотах 40км вынуждены были снизить скорость ракеты с 5 до 2.5тыс.км из-за Избыточной подьемной силы плоскостей Старшип (площадь их уменьшать нельзя, иначе при посадке их не хватит).
Это не смертельно (снижение скорости выведения), но крайне неприятно, ибо ухудшает топливную экономику разгонного участка - чем дольше этап разгона, тем больше требуется топлива).
Так что от 5 до 15% от проектных параметров выводимой полезной массы потеряют. А это снова экономика полётов.
5. Маск конечно молодец.
Он в одну харю за шкирку тащит человечество в космическое будущее.
Ибо государства от этого прорыва самоустранились.
У них демократия, выборы, Плебс.
Который который кроме теплоты своей задницы ничего не волнует.
6. Но слишком цинично технически ведёт себя Маск.
Слишком много вопросов решать придётся.
Риски запредельны.
Хотя, Маск может себе это позволить.
Ради великой Мечты (надеюсь, своей).
Ибо банкротства он не боится.
Ему с семьёй много не надо (живёт с пятью детьми в скромном сьемном коттедже менее 600кв.м).
Респект ему и Уважуха!
Да.
Мой восторг по решению теромоизоляции стартового стола приемлем в тропиках Флориды или Техаса.
Но не в России (Байконур, Восточный, Плесецк).
Зимой не прокатит.
Ибо водяной пар превратит на первом же старте в ноябре весь Космодром в гигантскую сосульку, которая растает только по весне.
Отколупать врукопашную все обледениние на Комплексе – нереально!
Комментарий:
А платформа морского старта как эту проблему решала?
Морских стартов было два типа.
ПЕРВЫЙ.
Когда платформа на сваях на мелководье стояла.
Там был свободный выпуск через палубу в океан.
Типа деревенский толчок.
Запускались ракеты до 400т.
ВТОРОЙ.
Когда стартовая площадка была на барже.
Там охлаждали водой палубу, каналы снизу, воды не ограничено.
Но масса ракет не более 150т.
А у Маска корова совсем большая.
Более 4000т.
Тепловой поток совсем экстремальный.
Королевско-барминское решение в Байконуре с газоотводными каналами под Р7 (летает до сих пор, возит Союзы и Прогрессы) - оказалось самым надёжным.
При изначально закладываемом ресурсе 25 запусков - отработала уже 65лет и пропустила более 600 пусков.
Так называемый Гагаринский Старт.