Несмотря на недавнюю гибель всего жизненного уклада и начавшуюся уже трансформацию системы образования, школьный английский не изменился к этому году настолько, чтоб внедрять в учебный процесс достижения современной науки. Пожалуй, он и сейчас не очень далеко ушёл, но это тема для целого отдельного цикла публикаций. Так вот, в школе было предсказуемо скучно: говорить я уже мог, алфавит знал и использовал для записи, в том числе и под диктовку, а правила всё равно звучали чужеродно и бесполезно. При этом, хотелось приблизиться к уровню описания реальности, сопоставимому с родным языком. Прям вот было ощущение того, что от меня скрывают что-то важное. При этом, ощущение волшебства при кодировании и декодировании информации в этой системе знаков постепенно затухало. Оно так никогда и не погасло окончательно, со временем разгораясь в яркое пламя новых профессиональных обязанностей, но об этом позже. Моя первая учительница английского не настаивала тогда на том, чтоб я научился красиво писать рукописным шрифтом, потому так до сих пор и осталась у меня в манере рукописного текста совершенно жутко выглядящая смесь печатных и прописных букв. Увы. А сейчас уже и ни к чему, пожалуй.
А вот образец почерка отца в 1975 году. Как минимум, с почерком и требованиями первой учительницы ему повезло больше. Что неудивительно для полувековой давности. И, кстати, образец моих детских наблюдений за использованием тогда ещё незнакомой системы знаков и символов для общения между собой.
Взгляд сквозь время: С годами выяснилось, что саднящее ощущение того, что в описываемых в школьных учебниках закономерностях от нас что-то скрывают оказалось правдой. Действительно ведь там очень многого нет (по многим причинам, сейчас уже логичным и понятным: зачастую проще избежать вопроса, чем на него ответить). Пытливому уму было обидно. Это сейчас знаешь и понимаешь, что ребёнок в 10 лет не имеет сформированных навыков обработки абстрактных категорий, например, модальности или более глубоких грамматических концепций. В те времена казалось, что сказать хочется и, вроде даже немного можется, а инструментария не хватает. Притом знаешь о существовании инструмента, но тебе его не дают и не говорят почему. Ну вот как можно обсудить с собеседником вероятность наступления какого-то события, если модальностью пользоваться не можешь, а закономерности использования to be с функцией модальности не менее абстрактны, чем сама категория модальности. Дешевле всего было от меня отделаться, сформировав базовые навыки использования модальных глаголов. Это сейчас уже знаешь, что формам модальных глаголов в настоящем и прошедшем времени многие сотни лет, потому они и называются в специализированной литературе претерито-презенсными. Они настолько древние, что видели многое, потеряли все остальные формы, включая саму начальную, а их история достойна того, чтобы снять целый кроваво-имперский лингвоисторический сериал с галлами, норманнами, римлянами, невинно истреблёнными англами и вообще всеми, кто под руку попался, как на иллюстрации ниже.
Так, жажда овладением новыми инструментами описания действительности и привела меня к более сложным концепциям, учебникам и - переходу в другую школу, в класс с углубленным изучением английского (по 7 уроков в неделю английского, а в средней школе ещё весь июнь по 6 часов каждый день).
Нельзя сказать, что в период средней школы эта жажда была однобока и направлялась только на волшебство кодирования и декодирования информации на английском. Она была в принципе направлена на познание мира, а в эпоху до интернета информацию о мире можно было получать только классическим образом - через чтение. Собственно, я и читал: Большую Советскую Энциклопедию в библиотеке, Советский Энциклопедический Словарь (гораздо более скучный ввиду относительно коротких словарных статей) дома, детские справочники и, конечно, подписные издания. Моим любимым в период 90-х годов после журнала "Техники Молодёжи" был дайджест "Чудеса и Приключения". Супруга в прошлом году даже нашла несколько старых изданий и мы поехали за ними за город в дачный посёлок.
Кто тоже был фанатом этого журнала - отзовитесь в комментариях или лайком :-)