Найти тему
Думающая история

Наряд — предисловие к человеку, а иногда и вся книга

Одежда − паспорт человека, указывающий на его племенную, классовую, зачастую половую принадлежность, и символ, характеризующий его систему ориентиров и духовных ценностей.

Общая история китайских костюмов. Источник изображения: www.newhanfu.com
Общая история китайских костюмов. Источник изображения: www.newhanfu.com

Во что одет главный наследник клана Цзя – Баоюй?

 Кадр из фильма “Сон в красном тереме”. Источник изображения: libpstu.wordpress.com
Кадр из фильма “Сон в красном тереме”. Источник изображения: libpstu.wordpress.com

Золотой головной убор инкрустирован драгоценными камнями, атласные сапожки на белой подошве, а также богато декорированный пояс, – все это свидетельствует о финансовом могуществе семьи.

Кадр из фильма “Сон в красном тереме”. Источник изображения: avatars.mds.yandex.net
Кадр из фильма “Сон в красном тереме”. Источник изображения: avatars.mds.yandex.net

Но главное − халат темно-красного цвета. Красный цвет – один из самых популярных и уважаемых в Китае. С ним связаны представления о богатстве и успехе, он создает радостное мироощущение.

В Древнем Китае красный цвет считался признаком красивых и счастливых людей. Простолюдин не имел права носить красные одежды, такими привилегиями обладали только представители высшего сословия.

Почему его халат украшен бабочкой? Может быть, это оберег? Нет. Это указание на то, что наш герой – полноправный обитатель женских покоев, утонченный эстет, ценитель красоты.

Образ бабочки также восходит к даосско-буддийской традиции. Существует поверье, что Будда обращался к бабочке с проповедью, а в даосских притчах философ Чжуан-цзы однажды во сне увидел себя бабочкой. Во время пробуждения он не мог понять, кому снился сон и кто проснулся: бабочка или Чжуан-цзы?

А что предпочитают красавицы этой семьи?

В одежде Баочай преобладают желтые оттенки: халат медового цвета, желтая юбка, золотые нити. При соотнесении цветов и природных стихий желтый цвет связывают с элементом Земли, воплощающим иньское начало.

Ань Хо. Бочай. Акварель на шелке. Источник изображения: museum.oglethorpe.edu
Ань Хо. Бочай. Акварель на шелке. Источник изображения: museum.oglethorpe.edu

Одежда желтой цветовой гаммы в женском гардеробе свидетельствовала о том, что ее обладательница отличалась женственным характером, потенциально являлась хорошей женой и матерью, а также могла быть гарантом внутренней стабильности семьи без претензий на лидерство. Простота одежды показывает, что под теплой внешностью скрывается расчетливая холодность. Пионовый мотив символизирует богатство.

Наиболее важной деталью в описании костюма Фын Цзе являются ожерелье с подвесками в виде свернувшихся драконов. С образом драконов на подвесках связана идея счастья, бессмертия и продолжения рода.

Заколка для волос с мотивами дракона. Китай. Эпоха Цин.  Источник изображения: news.artnet.com
Заколка для волос с мотивами дракона. Китай. Эпоха Цин. Источник изображения: news.artnet.com

Эта аристократка носила жемчужные заколки с изображением феникса. Жемчуг является одним из восьми драгоценных камней, особо почитаемых в Китае. Он олицетворяет женское начало и служит одним из проявлений инь. В даосской традиции с этим драгоценным камнем связано представление об эликсире молодости и продлении жизни.

Не случайным является то обстоятельство, что в прическе Фын Цзе использовано пять заколок. Число пять в китайской культуре обладает особыми сакральными свойствами. Оно способно выполнять функцию амулета. В конфуцианстве пятерка объединяет самые важные добродетели: человеколюбие, верность долгу, следование обрядам, мудрость и доверие.

Феникс – один из самых распространенных благопожелательных символов Китая, воплощающий универсальную идею возрождения и бессмертия. В китайской культуре он также символизирует красоту, тонкость чувств и мир.

Использованная литература

Песчанская Е.В. Зооморфные мотивы китайского благопожелательного орнамента одежды и украшений династий Мин и Цин

Кравцова В. Е. Костюм. Б. м., б. г. // Синология

Daily Life in the Novel – Dream of the Red Chamber