Найти в Дзене

О книжной романтике.

Глагол «читать» не терпит повелительного наклонения. В этом он разделяет участь других глаголов: «любить» и «мечтать». Было бы странно сказать: «Люби!» или «Мечтай!». Но не менее странно звучит и слово «Читай!». К тому же к нему всегда напрашивается дополнение: «Кому говорят!». Если посмотреть на это сочетание со стороны, то выглядит оно несуразно…. А тот, кому вы адресуете этот глагол, должен, конечно же, не подчиниться и сделать наоборот, то есть – НЕ читать! Эти мысли принадлежат не мне, а французскому писателю Даниэлю Пеннаку. Для тех, кто читал предыдущий пост о любви к собакам, это имя уже знакомо. А теперь еще одна его книга – «Как роман». Именно КАК, потому что это совсем не роман, а книга-рассуждение на актуальный во все времена вопрос – Почему наши дети не любят читать или читают мало? Тема – важная, но скучная, это же не топовые новости, собранные со всех уголков планеты. И все же рискну поговорить об этом… Даниэль Пеннак не только известный писатель, но и отличный педагог.
Фрагмент французского издания книги Д.Пеннака "Как роман"
Фрагмент французского издания книги Д.Пеннака "Как роман"

Глагол «читать» не терпит повелительного наклонения. В этом он разделяет участь других глаголов: «любить» и «мечтать». Было бы странно сказать: «Люби!» или «Мечтай!». Но не менее странно звучит и слово «Читай!». К тому же к нему всегда напрашивается дополнение: «Кому говорят!». Если посмотреть на это сочетание со стороны, то выглядит оно несуразно…. А тот, кому вы адресуете этот глагол, должен, конечно же, не подчиниться и сделать наоборот, то есть – НЕ читать!

Эти мысли принадлежат не мне, а французскому писателю Даниэлю Пеннаку. Для тех, кто читал предыдущий пост о любви к собакам, это имя уже знакомо. А теперь еще одна его книга – «Как роман». Именно КАК, потому что это совсем не роман, а книга-рассуждение на актуальный во все времена вопрос – Почему наши дети не любят читать или читают мало? Тема – важная, но скучная, это же не топовые новости, собранные со всех уголков планеты. И все же рискну поговорить об этом…

Даниэль Пеннак не только известный писатель, но и отличный педагог. Он долгое время работал преподавателем во французских лицеях и знает проблему изнутри. И пишет с большой любовью и к книгам, и к читателям, пусть и не всегда активным. А еще с характерным тонким французским юмором.
Приведу в пример несколько занятных мыслей автора, с которыми я согласна на все 💯. Делаю это для того, чтобы погрузиться в добрый околокнижный мир и получить наслаждение от приятных воспоминаний. Философствовать здесь я не собираюсь и с выводами на «трибуну» выходить не буду. Это просто информация к размышлению (простите за отсылку к известному фильму):

1. Раньше люди читали много. Даже была популярна такая фраза – «Сколько можно читать? Иди, погуляй, смотри какая погода!». И я такое помню. Правда, мы не только читали, но и гулять успевали…

2. Мы все когда-то были сказителями (или станем ими в скором времени), когда на пограничье дня и ночи рассказывали малышам сказки или читали вслух. Для них мы были личными рассказчиками, романистами. «Мы помогали ребенку надеть пижаму грез. Мы были его Книгой!». А он с нами был заодно, мы составляли чудесную пару! Жаль, что это длилось недолго…

3. Но все же за этот короткий срок, нам удалось разжечь книжный интерес ребенка. «Мы открыли ему мир фантазий, приобщили к радости путешествий со скоростью мысли». Как точно сказано! И вот ребенок сам учился читать и погружался в мир, который придумал, слушая нас. Как это романтично!

4. Радость чтения всегда рядом. Нужно только не ждать, когда появится время или окажется под рукой стоящая книга. Надо начать читать, а зацепка всегда найдется.

📚...📚...📚...📚...📚

По поводу зацепки, случилась со мной одна история, вернее с одной моей студенткой. Ее я помню во всех деталях, хотя прошли годы. В то время я преподавала в институте. Группы были небольшие, работала я с ними не один год. В одной группе собрались студенты, ну, все как на подбор – нелюбители книг. В перерывах с трудом искала общие темы для разговора. И вот однажды упомянула фильм Джоэла Шумахера «Призрак Оперы» с прекрасной музыкой Эндрю Ллойда Уэббера. Он тогда гремел на весь мир. Студенты отреагировали:

– О! Конечно слышали и слушали. Но это же фильм!

– Да, действительно, – ответила я. – Но ведь историю о призраке Оперы написал французский писатель Леру, основываясь на реальных событиях.

Наступило молчание…. А после занятий ко мне подошла одна студентка и записала полное имя автора, а на следующем занятии она пришла с книгой Гастона Леру в руках и с гордостью сказала:

– Не думала, что будет так интересно! Я теперь не могу оторваться, вот так с ней и хожу….

Помнится, что за ней потянулись и другие, а потом меня попросили составить список интересных книг (кстати, Гастон Леру был там далеко не на первом месте). Эти книги были прочитаны. Надеюсь, что волна книжного романтизма не покинула моих студентов и по сей день!...

Хотя, предпосылки для обратного сегодня найдутся: телевидение, гаджеты, электронные книги, чаты, соцсети. Слишком технологичный XXI век! Скоро поменяются и сами сказители. На подходе ИИ, идеальный сочинитель и рассказчик. Я не буду радоваться такому прогрессу, мне по душе человеческое созидание. Оно удивительное! Так рождались гении, глубокие мысли и вечные произведения!