В СМИ активно разгоняют «историю», мол M1 Abrams может плохо себя показать в ходе боевых действий. Причина тому – двигатель. Что самое забавное, практика показала некоторую специфику американского силового агрегата AGT-1500, на которую ровняются все, забывая один очень важный нюанс.
Проблема с двигателем
«Абрамс» один из двух танков в мире, обладающий газотурбинным двигателем. Конкуренцию ему может составить только Т-80, но если внимательно посмотреть на МТО «Абрамса» и Т-80, то мы заметим колоссальную разницу. Объём моторного отделения американского танка примерно 6.8 кубических метра, а Т-80 – 3.15 кубических метра. Разница почти в два раза… При этом AGT-1500 занимает в моторном отсеке 1.15 кубических метра, а ГТД-1250 – 1.38 кубических метра. То есть, отечественный двигатель даже немного больше американского аналога.
В соответствие с этим, у Т-80 больше расход топлива и меньше запас хода, чем у «Абрамса» – 240 г/л.с.ч против 202 г/л.с.ч, при массе боевых машин 46 и 62 тонны на момент составления материалов о придельном расходе топлива танков. Запас хода 350 км против 400 км соответственно. Среди показателей можно заметить и более интересное значение – процент очистки воздуха, мол, в Т-80 система справляется на 98%, против 100% у «Абрамса». Но почему проблемы предрекают именно американцу?
Практика и нюанс
Американский танк, в отличие от советского, воевал в пустынных условиях, где танкистам приходилось часто обслуживать пылевые фильтры. В результате опыта боевых действий 1991 года, военных кампаний 2001 и 2003 года, была составлена рекомендация – чистить фильтр раз в 12 часов. Делается это раскручиванием мотора в холостую, создавая сильный воздушный поток, выдувающий пыль и грязь из сетки фильтров. У Т-80 такой рекомендации нет. Он просто не участвовал в активных боевых действиях на пустынной местности, а система очистки воздуха радикально отличается от американского коллеги.
Помните первый подзаголовок, где сравнивался объём МТО? Так вот – в М1 львиную долю объёма занимает трансмиссия и фильтры – 5.7 кубических метра. Это можно заметить, даже посмотрев на кадры демонтажа моторного блока, в котором двигатель, трансмиссия и фильтры ещё не разделены. И теперь СМИ пишут, что именно фильтры станут слабым местом американского ОБТ.
То, что у M1 Abrams фильтры требуют особого внимания вопросов ноль, но это обусловлена только пустынными условиями ТВД, на которых «Абрамсы» использовались. Актуальный ТВД отличается климатически, а в межсезонный и зимний период, фильтры не будут требовать от экипажа повышенной осторожности.
Итог
Слова о проблемном фильтре американского танка «Абрамс» тянутся ещё с прошлых конфликтов, которые имели одну общую особенность – пустынный ТВД, где любой танк будет требовать особого внимания к фильтрам. Говоря об актуальном конфликте, вопрос с фильтрами не такой острый, а СМИ разгоняют информацию в Сети ссылаясь на прошлый опыт, радикально отличающийся от современного.