1. Нейрогимнастика перед уроком расшевелит мозг ученикам. Элементы зарядки взбодрят в середине урока. Пусть дети сами придумают, что им нравится.
Можно использовать упражнение «Покажи двумя руками», рисование двумя руками, анаграммы, таблицы Шульте, цветные, красивые, например, в образе бабочки.
2. Педагогу необходимо натренировать свой мозг и быстро подбирать образ к слову.
Образ — самый главный стержень, на котором всё держится. Пусть он запомнится легко. Образ должен быть:
• детальным — чем больше подробностей, тем лучше он запомнится;
• ярким и разноцветным;
• необычным — например, мультяшным;
• эмоциональным — например, вызывать смех;
• ограниченным — образ должен иметь видимые границы.
Мнемотехника и стихотворный метод
Зубрить правила вредно для мозга, скучно, поэтому дети не любят заучивать правила.
Зато можно использовать правила в виде стихов и запоминать их с помощью мнемотехники.
Суть мнемотехники – это перевод текстовой информации в зрительные образы, которые легко откладываются в памяти ребёнка благодаря одновременному включению в работу левого и правого полушария мозга.
Создаём образ не только для самого термина, но и для смыслового значения.
• Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам
и делит угол пополам.
• Высота – похожа на кота, который выгнув спину
и под прямым углом соединит вершину и сторону
хвостом.
• Медиана – это такая обезьяна, которая опускается
на сторону и делит её поровну.
Численно-буквенный код (ЧБК)
Числовые сведения можно преобразовать в образы. По буквам, соответствующим определенным цифрам, подбирается слово, которое вызывает в воображении удобный для запоминания зрительный образ.
0 – Н (Ноль)
1 – К (Кол)
2 – Л (Лебедь)
3 – Т (Три)
4 – Ч (Четыре)
5 – П (Пять)
6 – Ш (Шесть)
7 – С (Семь)
8 – В (Восемь)
9 – Д (Девять)
Можно кодировать даты, числа в таблице умножения
Кодирование формул в стихах
Формула длины окружности
Знает каждый пионер:
Длина окружности – 2πr.
Формула площади круга.
Запомнит тот, кто мыслит туго:
π r(квадрат) – есть площадь круга.
Метод Интеллект-карт (образной, ассоциативной, ментальной карты)
Мы мыслим не линейно (текстами, цифрами), а образами, образы связываются друг с другом ассоциациями. И интеллект-карты отражают наше мышление, позволяют образно представить информацию, лучше ее запомнить. Интеллект-карты запоминаются в разы легче, чем любой текст. С помощью одной интеллект карты можно представить целую главу книги или учебника, а если взять лист побольше, то и целый учебник.
Прочитав текст, необходимо выделить главные и основные мысли, подчеркнуть их. Опираясь на главные мысли, обобщить и систематизировать всю информацию из параграфа в виде интеллект-карты.
Правила составления образной карты:
1. Главная тема – в центральном овале.
2. От центра идут направления – подтемы к главной теме урока.
3. Одно направление – один цвет.
4. С каждым новым уровнем толщина стрелки становится тоньше.
5. Подтемы могут заключаться в овал для наглядности большого объема информации.
6. Одна стрелка – один образ.
7. По интеллект-карте пересказать выводы.
Строгих правил по составления карт нет (можно в кружочки обводить, можно без кружочка), это ваше творчество, главное, чтобы было понятно вам самим.
Образные карты можно составить по математике, русскому языку и любому предмету.
Образная карта всего предмета
Все темы предмета можно объединить и создать большую образную карту, где видно весь предмет целиком. Такая систематизация упорядочит все знания, по карте легко ориентироваться и повторять пройденный материал.
Интерактивная тетрадь (ИТ)
Интерактивная тетрадь – это тетрадь в которую включены различные элементы: мини книжки, кармашки с карточками, книжки с всевозможными окошками, книжки-гармошки. Самое главное - это красочное оформление. Такую тетрадочку хочется взять в руки, полистать, посмотреть. Детям нравится, что всё раскрывается, поднимается, двигается. ИТ легко притягивает и удерживает интерес учеников, так как состоит из множества картинок, изображений, схем, которые помогают детям наглядно запомнить ту или иную тему.
Творчество завораживает детей, уроки проходят креативно и увлекательно. Кроме того, творческие задания развивают воображение, мышление, память и самостоятельность учеников, способствуют развитию мелкой моторики.
Много картинок, мало текста, только основная суть урока. Такая тетрадь вдохновит детей, они захотят сделать её сами, своими руками, вкладывая душу. Перелистывать и повторять такую тетрадь истинное удовольствие, так как вызывает эмоциональный подъём.
Как составить ИТ:
· Пронумеровать листы в тетради.
· Первый лист украшаем и пишем предмет обучения.
· Второй лист – содержание.
· Третий лист – образная карта, где видна основная тема и подтемы.
· Далее раскрываем темы и подтемы, приклеивая кармашки, книжки-гармошки, окошки, не ограничивая детей в творчестве.
Лэпбук
Лэпбук - это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которой помещены материалы по какой-то определенной теме.
Лэпбук помогает ребёнку в освоении новой информации, по своему усмотрению разместить информацию по изучаемой теме, лучше понять и
запомнить материал; ребёнок учится самостоятельно собирать и организовывать информацию; к тому же это отличный способ для интервального повторения. Лэпбук раскрывает творческий потенциал детей, развивает креативность.
Как лэпбук раскрывает творчество? Ребёнок становится не только создателем своей собственной книги, но и может рисовать картинки, дополнять иллюстрации, игры. Здесь нет ограничений и строгих правил. Такая увлекательная форма работы и создаёт условия для развития личности, мотивации и способностей ребёнка.
Этапы изготовления лэпбука:
1. Выбрать тему.
2. Написать план, продумать, что он должен включать в себя, чтобы
полностью раскрыть тему.
3. Разработка макета: используя учебные материалы, вы можете разместить их на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, вращающихся кругах, конвертиках и т.д.
4. Создание лэпбука:
- картонную папку-основу для лэпбука можно приобрести или сделать самому из картона.
Пример: Уравнения