Найти в Дзене

Идеи для креативного педагога

Оглавление

1. Нейрогимнастика перед уроком расшевелит мозг ученикам. Элементы зарядки взбодрят в середине урока. Пусть дети сами придумают, что им нравится.

Можно использовать упражнение «Покажи двумя руками», рисование двумя руками, анаграммы, таблицы Шульте, цветные, красивые, например, в образе бабочки.

2. Педагогу необходимо натренировать свой мозг и быстро подбирать образ к слову.

Образ — самый главный стержень, на котором всё держится. Пусть он запомнится легко. Образ должен быть:

детальным — чем больше подробностей, тем лучше он запомнится;

ярким и разноцветным;

необычным — например, мультяшным;

эмоциональным — например, вызывать смех;

ограниченным — образ должен иметь видимые границы.

Мнемотехника и стихотворный метод

Зубрить правила вредно для мозга, скучно, поэтому дети не любят заучивать правила.

Зато можно использовать правила в виде стихов и запоминать их с помощью мнемотехники.

Суть мнемотехники – это перевод текстовой информации в зрительные образы, которые легко откладываются в памяти ребёнка благодаря одновременному включению в работу левого и правого полушария мозга.

Правила вредно зубрить, лучше запоминать с помощью мнемотехники
Правила вредно зубрить, лучше запоминать с помощью мнемотехники

Создаём образ не только для самого термина, но и для смыслового значения.

Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам

и делит угол пополам.

Высота – похожа на кота, который выгнув спину

и под прямым углом соединит вершину и сторону

хвостом.

Медиана – это такая обезьяна, которая опускается

на сторону и делит её поровну.

Численно-буквенный код (ЧБК)

Числовые сведения можно преобразовать в образы. По буквам, соответствующим определенным цифрам, подбирается слово, которое вызывает в воображении удобный для запоминания зрительный образ.

0 – Н (Ноль)

1 – К (Кол)

2 – Л (Лебедь)

3 – Т (Три)

4 – Ч (Четыре)

5 – П (Пять)

6 – Ш (Шесть)

7 – С (Семь)

8 – В (Восемь)

9 – Д (Девять)

Можно кодировать даты, числа в таблице умножения

-2

Кодирование формул в стихах

Формула длины окружности

Знает каждый пионер:

Длина окружности – 2πr.

Формула площади круга.

Запомнит тот, кто мыслит туго:

π r(квадрат) – есть площадь круга.

Метод Интеллект-карт (образной, ассоциативной, ментальной карты)

Мы мыслим не линейно (текстами, цифрами), а образами, образы связываются друг с другом ассоциациями. И интеллект-карты отражают наше мышление, позволяют образно представить информацию, лучше ее запомнить. Интеллект-карты запоминаются в разы легче, чем любой текст. С помощью одной интеллект карты можно представить целую главу книги или учебника, а если взять лист побольше, то и целый учебник.

Прочитав текст, необходимо выделить главные и основные мысли, подчеркнуть их. Опираясь на главные мысли, обобщить и систематизировать всю информацию из параграфа в виде интеллект-карты.

Правила составления образной карты:

1. Главная тема – в центральном овале.

2. От центра идут направления – подтемы к главной теме урока.

3. Одно направление – один цвет.

4. С каждым новым уровнем толщина стрелки становится тоньше.

5. Подтемы могут заключаться в овал для наглядности большого объема информации.

6. Одна стрелка – один образ.

7. По интеллект-карте пересказать выводы.

Строгих правил по составления карт нет (можно в кружочки обводить, можно без кружочка), это ваше творчество, главное, чтобы было понятно вам самим.

Образные карты можно составить по математике, русскому языку и любому предмету.

Майнд-карта (интеллект-карта) по русскому языку
Майнд-карта (интеллект-карта) по русскому языку

-4

Образная карта всего предмета

Все темы предмета можно объединить и создать большую образную карту, где видно весь предмет целиком. Такая систематизация упорядочит все знания, по карте легко ориентироваться и повторять пройденный материал.

Математика 1-4 класс
Математика 1-4 класс

Интерактивная тетрадь (ИТ)

Интерактивная тетрадь – это тетрадь в которую включены различные элементы: мини книжки, кармашки с карточками, книжки с всевозможными окошками, книжки-гармошки. Самое главное - это красочное оформление. Такую тетрадочку хочется взять в руки, полистать, посмотреть. Детям нравится, что всё раскрывается, поднимается, двигается. ИТ легко притягивает и удерживает интерес учеников, так как состоит из множества картинок, изображений, схем, которые помогают детям наглядно запомнить ту или иную тему.

Творчество завораживает детей, уроки проходят креативно и увлекательно. Кроме того, творческие задания развивают воображение, мышление, память и самостоятельность учеников, способствуют развитию мелкой моторики.

Много картинок, мало текста, только основная суть урока. Такая тетрадь вдохновит детей, они захотят сделать её сами, своими руками, вкладывая душу. Перелистывать и повторять такую тетрадь истинное удовольствие, так как вызывает эмоциональный подъём.

Как составить ИТ:

· Пронумеровать листы в тетради.

· Первый лист украшаем и пишем предмет обучения.

· Второй лист – содержание.

· Третий лист – образная карта, где видна основная тема и подтемы.

· Далее раскрываем темы и подтемы, приклеивая кармашки, книжки-гармошки, окошки, не ограничивая детей в творчестве.

-6
-7
-8
-9
-10

Лэпбук

Лэпбук - это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которой помещены материалы по какой-то определенной теме.

Лэпбук помогает ребёнку в освоении новой информации, по своему усмотрению разместить информацию по изучаемой теме, лучше понять и

запомнить материал; ребёнок учится самостоятельно собирать и организовывать информацию; к тому же это отличный способ для интервального повторения. Лэпбук раскрывает творческий потенциал детей, развивает креативность.

Как лэпбук раскрывает творчество? Ребёнок становится не только создателем своей собственной книги, но и может рисовать картинки, дополнять иллюстрации, игры. Здесь нет ограничений и строгих правил. Такая увлекательная форма работы и создаёт условия для развития личности, мотивации и способностей ребёнка.

Этапы изготовления лэпбука:
1. Выбрать тему.
2. Написать план, продумать, что он должен включать в себя, чтобы

полностью раскрыть тему.
3. Разработка макета: используя учебные материалы, вы можете разместить их на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, вращающихся кругах, конвертиках и т.д.
4. Создание лэпбука:
- картонную папку-основу для лэпбука можно приобрести или сделать самому из картона.

Пример: Уравнения

-11
-12
-13
-14
-15
-16

Материалы для интерактивной тетради или лэпбука по русскому языку и математике: https://vk.com/market/product/russkiy-yazyk-s-intellekt-kartami-1-4-klass-218250247-9006357.