C момента выхода Poison Dior (см. предыдущий пост) прошло десятилетие. За это время Марка Баона сменил на посту креативного директора дома итальянец Жан-Франко Ферре (1989-1996). Он принялся возвращать оригинальный, ультра-женственный стиль маэстро Диора.
Но на дворе-то 90-е. В моду входит стиль unisex, парфюмерный бал правят свежаки и колони, как реакция на приевшиеся за предыдущие десятилетия пышные цветочные и восточные композиции, где всего перебор. О пышности вспомнят на рубеже веков, когда J'Adore Dior вновь снесёт всем дамам и их кавалерам шифер и станет самым желанным подарком под ёлочку. А пока что самый громкий запуск 1994 - это CK One (концепция «один парфюм и одни трусы на широкой резинке на двоих»).
До Жадора ещё пять лет, а франшизу Poison пора бы обновить в духе времени. И вот Эдуард Флешье решает пойти ферзём и предложить зелёный плод «нежности» - Tendre Poison. Однако решает он эту задачу весьма изобретательно, не выцеживая при этом из яда колонь.
Тут будет уместно остановиться на личности самого парфюмера и на немногих его работах (зато каких!).
Не будучи потомственным парфюмером, он всё же умудрился снискать самую высокую оценку у коллег по цеху за выдающуюся способность ярко чувствовать запахи, технично и сосредоточенно (при этом скромно) делать своё дело. Среда парфюмерная мелководна, густо населена и от этого особенно отмечена снобизмом. Выделиться в ней - достижение per se.
Флешье удавалось сделать композицию в полном соответствии с классическими французскими традициям, при этом абсолютно современную (если не сказать вневременную) и гармоничную. Правильные пропорции и наличие шика в каждой работе - вот его фишка.
Обязательно найдётся в его творениях эдакий подвыперт. Например, Acqua di Gio Giorgio Armani. Вроде бы акватический свежак, но виноград в нём не абы какой, а именно мускатный. Rose Tonnerre Frederic Malle. Ну, роза и роза, но нет: нужен винный осадок и чёрный трюфель (за три года до того, как трюфель положил в свою «чёрную орхидею» Том Форд). Lys Méditerranée Frederic Malle: корень дудника, семена абермоша мускатного и салициловая кислота. Звучит как рецепт заговорённого зелья, а не парфюма. Jacomo Aura for wome: листья клёна, жимолость и дрок.
В Tendre Poison Dior тоже есть этот самый подвыперт Флешье. Вроде как он и облегчает белоцветочное восприятие, но не даёт забыть о том, что вообще-то мы в стихии ядов находимся. И весь цвет и вкус ощущений, из этого вытекающий, непременно нас ждёт.
Верх:
Асафетида, Бергамот, Розовое дерево (палисандр) и Мандарин
Центр:
Тубероза, Мёд, Цветок апельсина (флердоранж), Фрезия и Роза
Низ:
Мускус, Сандал, Гелиотроп и Ваниль.
Мало кто обращает внимание на скромную асафетиду в начальных нотах, но именно она в тандеме с туберозой и цитрусами, я убеждена, не дала мне уснуть в надетой на ночь пижаме из (якобы нежного) Tendre Poison. Хотя в классическом Пуазоне спалось мне сладко и гладко.
Асафетида - это специя, щепотка которой способна заменить килограмм лука и чеснока. Её называют «лекарством дьявола». Это разновидность фенхеля с сильным запахом, который даже сравнивают с гниющим чесноком. Аромат асафетиды настолько въедливый, что пропитывает собой всё - стены, одежду, посуду. Примерно, как Tendre Poison.
Даже Фрагрантика не даст соврать, к асафетиде мало кто из парфюмеров подступился. И в основном в прошлом столетии. Такое ощущение, что как только Ma Griffe Carven, Gres Cabochad, добрый товарищ маэстро Диора Pierre Balmain, Boucheron Boucheron, Molinard de Molinard, и даже (простигосподи) Loewe Aire Loewe сняли луковые сливки с асафетиды, проснулись наконец и в доме Диор. Так ещё одновременно с Tendre Poison в 1994-м асафетиду с инжиром подал нишевик L'Artisan Parfumeur, в аромате Premier Figuier.
Парфюмер решил показать нам зелёную и кислую сторону туберозы, но как? Без пресловутой «ноты зелени», водянистых фруктов и колона? И всё же магия случилась.
Мне Tendre Poison пахнет, помимо туберозы, убитыми миксером зелёными овощами, фруктами и травами. Дикий шейк из тархуна, перца, кинзы, недозрелого киви, шисо, огурца, кислого яблока, мяты, фейхоа, лимона и ещё бог весть чего. Бодрый утренний заряд витаминов. Чтобы не умереть стыдно от ЗОЖ, в коктейль подмешали много водки и чайную ложку стирального порошка. Зажимаешь нос и выпиваешь залпом. Этот яд уложит нежно, со вкусом, но уверенно.
Тема яблока в этой композиции ощущается мной ещё более явственно, чем в классическом яде. Оно здесь кислое, абстрактное, неоново-фосфорическое, скрещенное с альдегидами и каким-то водянистым, почти лишенным сахара сортом дыни. Как вырывающийся из тёмной глубины флуоресцентно-зелёный луч aurora borialis.
И через всю эту туберозно-кислую зелень пробивается фирменный солоновато-рассольный, чуточку животный, базис. И как будто бы даже немного миндального молока и специй, где-то в глубине.
На морозе он скукоживается, и в голову лезет крамола, что вообще-то Tendre Poison можно назвать эдакой Erba Pura или Kirke своего времени. Звучит безумно, но скроено неизмеримо тоньше современников.
Чувствуется, что нежному яду тесно в помещениях, особенно в плохо отапливаемых. Он просится на улицу, без поводка, носиться в порывах нагретого солнцем ветра. Вангую, что мёд, роза и ваниль проснутся в нём только после зимней спячки, поэтому кладу его обратно в сундучок до весны. Вы же напомните мне, да?
Очередь Hypnotic Poison Dior, достаю.
Мой Телеграм
Мой ВК
Прочие обзоры парфа
Все гиды по парфюмерным репликам