Странное дело – насекомые, в частности – майские жуки, вредили земледельцам не одно тысячелетие. Однако додуматься до того, чтобы привлечь насекомых к судебной ответственности и накладывать на них проклятия, люди додумались только 500 лет назад, в самый разгар инквизиции. Впрочем, разум возобладал довольно быстро и уже в XVIII веку подобные способы борьбы с сельскохозяйственными вредителями вызывали даже не смех, а полное клиническое сочувствие.
В 1479 году в Лозанне, что в Швейцарии, был запущен так называемый «процесс майских жуков», личинки которых, размножившись в неимоверных количествах, разоряли сады местных жителей. Суд над насекомыми должен был проводиться по всем правилам тогдашней юриспруденции, потому жукам назначили адвоката.
Но, даже несмотря на это дело, выглядело скорым, однако из-за изобретательности назначенного майским жукам защитника судебное разбирательство затянулось надолго – на целых два года. Наконец суд все-таки определился и приговорил злосчастных жуков к изгнанию из страны. Но проклятые насекомые не обратили на это решение совершенно никакого внимания, и продолжали заниматься своим гадким делом.
Тогда епископ Лозаннский решился на более крутую меру – он произнес анафему следующего содержания:
«Глупые неразумные твари! Если не знали, то знайте – никаких личинок майских жуков в Ноевом ковчеге не было и даже не предполагалось. Во имя Господа Всемилостивейшего повелеваю вам всем удалиться со всех тех мест, где произрастает пища для людей и скота в продолжение шести дней».
Но тут дело начало затягиваться еще больше. Защитник майских жуков обратился в суд с законным протестом - он заявил, что эти насекомые, как и прочие всякие твари, все же сопутствовали Ною в его ковчеге. Рассмотрев суть протеста, представитель обвинения определенно возразил, что в Библии нет совсем никаких указаний на то, что Ной действительно взял майских жуков в свой спасительный ковчег.
Суть да дело, а спор разгорелся очень жаркий – ведь обсуждался достаточно «важный» вопрос, который следовало обязательно прояснить: были ли майские жуки в Ноевом ковчеге?
Наконец после довольно длительных дебатов судьи решили, что жуков на ковчеге не было, и тогда, вооруженный этим заключением епископ произнес еще более сильное проклятье:
«Мы, Бенедикт Монсерадский, епископ Лозаннский, внимательно выслушав жалобу могущественного повелителя бернского против личинок майского жука, изгоняем вас, отвратительные черви, и проклинаем на веки вечные!»
Но и это не помогло совсем никак. Дерзостные насекомые продолжали уничтожать посевы местных крестьян и феодалов с прежним усердием, словно бы их от церкви и не отлучали вовсе. Тогда епископу не оставалось ничего другого, как объявить, что жуки посланы Богом в наказание за грехи тех прихожан, которые церковные налоги платили неисправно, или вовсе не платили, обманывая церковь. Тем дело формально и уладилось, хотя проблема принципиально решена не была. Земледельцам пришлось изобретать свои методы избавления от майских жуков, раз никакие боги им помочь в этом не могли.
Но менее чем через 70 лет проблема проявила свой взрывоопасный характер в соседнем альпийском регионе. В 1545 году виноградники округа Сан-Жюльен, что в окрестностях Савойского герцогства, были опустошены маленьким зеленым жуком. Этот округ испокон веков славился своим вином, и тут его постигла катастрофа, грозящая вообще уничтожить этот доходный винный промысел.
Не в силах бороться с шестиногими захватчиками, жители Сан-Жюльена обратились к своему епископу и попросили его отлучить всепожирающих вредителей от церкви. Вроде требование для тех времен было законное, но епископ, обладавший кое-какими задатками разума, и понимая, что жуки никогда не станут подчиняться Божьей воле, запротестовал. Он объявил своим прихожанам, что земля создана Богом для того, чтобы питать своими плодами не только людей, но и всех прочих тварей. В связи с этим он посоветовал не поступать с жуками чересчур безжалостно, а лучше прийти у нему, раскаяться в грехах и аккуратно платить церковную десятину.
Однако жителей Сан-Жюльена не удовлетворила отговорка епископа, и они отправились в суд. Дело против майских жуков было заведено, но оно вскоре стало неактуальным - вредители исчезли по какой-то причине, не причинив винодельческому краю особого вреда.
Впрочем, недолго французские виноградари праздновали – жуки вернулись через сорок лет и набросились на несчастные виноградники с еще большим ожесточением. Жители Сан-Жюльена были людьми набожными, к науке и технике склонностей не имели, поэтому снова обратились к религиозному обрядчеству. Они неустанно служили мессы, молились чуть ли не сутки напролет, обходили поля в самых разных религиозных процессиях, но не помогало совершенно ничто. Несчастья соотечественников побудили очередного епископа забыть о снисхождении к божьим тварям, которое объявил один из его предшественников – он наконец-то призвал шестиногих вредителей к духовному суду.
И снова майским жукам была предоставлена защита. Адвокат прожорливых насекомых Пьер Рамбовиц, прекрасно понимая сущность возникшей проблемы, произнес на процессе очень трогательную речь, в которой призывал судей к милосердию. Он говорил, что нельзя отлучать от церкви бедных тварей только лишь за то, что они живут как могут и поступают сообразно своим инстинктам, которые, меду прочим, даны им Богом.
А вот другой адвокат на этом процессе - Франциск Руа, - отстаивал интересы сельских общин, пострадавших от бедствия. Он доказывал судьям, что человек пользуется особым вниманием Бога, и потому имеет самое полное право принимать меры против любых других существ, если они причиняют ему вред и грозят всякими несчастьями.
Однако Рамбо на это ответил такой красноречивой речью, что обвинение, прослезившись, единодушно отказалось от церковного отлучения как меры наказания. Но проблема-то оставалась, и в виде мировой судьи предложили майским жукам для местожительства другой участок земли в этой местности, который человеком мало использовался, но был бы не менее плодороден, чем виноградники.
Таким образом специальная комиссия, в которую был включен и защитник насекомых, после особо тщательных поисков наконец-то выбрала достаточно хороший участок земли, пригодный для поселения «перемещенных» жуков с учетом основных их нужд. Специалисты составили официальный, заверенный кем надо документ о «введении во владение» жуков данным участком земли.
Но в особых параграфах жители Сан-Жюльена все же умудрились закрепить за собой право прохода по владениям жуков в случае необходимости, но «без нанесения ущерба пастбищам вышеупомянутых насекомых». Кроме того, сторонами было обговорено право на разработку минеральных богатств, если таковые будут обнаружены в вотчине жуков. Также были решены и некоторые другие вопросы, и дело касалось улаженным.
Отведенное место нанесли на специально изготовленную карту, снабдили ее, кроме всего прочего, подробным описанием рельефа местности, а также характера растительности.
В общем, всё получилось просто прекрасно, и жуки совсем уже было собрались переселиться на новое отведенное для них место, как вдруг одно непредвиденное роковое обстоятельство осложнило дело. Второй защитник насекомых, достойный мэтр Фийоль, внезапно опротестовал решение суда на том основании (весьма законном, кстати), что войска герцога Савойского, готовые напасть на маркиза Салюццо, в самом скором времени должны пройти маршем по территории, которая была отведена для местожительства его шестиногих клиентов.
Учитывая это обстоятельство, исполнение приговора было приостановлено, давая время войскам противоборствующих сторон разобраться окончательно. Однако когда вооруженные силы покинули владения жуков-переселенцев, защита после обследования местности заявила, что солдаты герцога и маркиза нанесли такой огромный ущерб заповедной территории, что теперь она для поселения жуков совершенно не годится.
На этом месте рукопись протокола служебного заседания подверглась «опустошительному влиянию времени», то есть ее часть была попросту утеряна. Таким образом, чем именно кончилась та древняя тяжба, мы не знаем, и не узнаем, если только каким-то чудом не отыщется копия протокола, уничтоженного временем.
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ НА МОЁМ КАНАЛЕ:
Скоро Землю могут захватить разумные крысы, и это не гипотеза, а результаты научных исследований
Кто такие единороги, где живут и чем прославились среди всех остальных обитателей животного мира
Как английского моряка проглотил огромный кашалот, но ему удалось выжить и выбраться из чрева кита