Найти в Дзене
RosCo | Consulting & audit

Ошибки в выборе товарного знака: какие варианты нельзя зарегистрировать

Оглавление

Статья подготовлена специалистами компании «РосКо – Консалтинг и аудит»

Бизнесмены для того, чтобы привлечь внимание к своему товару или услуге нередко придумывают непривычные иногда даже странные названия. Но зарегистрировать подобные знаки не всегда возможно. Какие товарные знаки не пройдут регистрацию в Роспатенте и почему знаки с использованием матерных слов запрещены, расскажем в этой статье.

ЧТО НЕЛЬЗЯ ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬ В КАЧЕСТВЕ ТОВАРНОГО ЗНАКА?

За восемь месяцев 2023 года было подано 94359 заявок на товарный знак, регистрацию прошли 58801. Роспатент отклонил заявки из-за различных нарушений, в том числе, и использование запрещенных законодательством обозначений.

Основные требования, для того чтобы зарегистрировать товарный знак указаны в ст. 1483 ГК РФ.

Знаки, которые не пройдут регистрацию в Роспатенте, как товарные:

  • Общепринятые обозначения. Например, чаша со змеей для обозначения медицинских услуг или фармацевтических товаров:
  • Названия, вводящие в заблуждение покупателя. Как пример — на коробке молока указано, что оно натуральное, однако в его производстве используется сухое молоко.
  • Обозначения, вошедшие во всеобщее употребление. К примеру, торговая марка Dictaphone была зарегистрирована как название компании в 1907 году. Со временем устройства для записи начали называть диктофонами;
  • Назначение, свойства и форма товаров. Наиболее яркие примеры — это вода и хлеб, их невозможно зарегистрировать как товарный знак.
  • Международная, национальная и наградная символика. Как товарный знак нельзя использовать флаг, герб, гимн, ордена, медали, обозначения международных организаций. В исключительных случаях, эту символику могут использовать некоммерческие организации и госкорпорации;
  • Названия природных и культурных объектов, охраняемых законом. Например, нельзя назвать гостиницу — Воронцовский дворец или Кремль, так как эти названия внесены в госреестр исторических и культурных ценностей РФ.;
  • Незаконное использование объектов авторского права. Название произведений, использование персонажей невозможно использовать в качестве товарного знака, так как они охраняются авторским правом. Исключением может быть если срок регистрации авторского права закончился. А именно правообладатель умер, и с этого момента прошло еще 70 лет;
  • Использование имен или псевдонимов известных лиц. если при регистрации в товарном знаке есть Фамилия или псевдоним известного человека, то Роспатент скорее всего отклонит эту заявку, если нет разрешения от самого человека или это не противоречит нацинтересам;
  • Несоответствие общественных норм морали и гуманности. Например, товарный знак водки «Исповедальная», нарушает чувства верующих;
  • Практически абсолютное сходство с другими товарными знаками. Товарный знак, который практически идентичен известному бренду, не будет зарегистрирован Роспатентом;
  • Совпадение с коммерческими обозначениями и фирменными названиями.

Перед подачей заявки на регистрацию товарного знака нужно проверить, не подпадает ли выбранное обозначение под запрет.

ПРОВОКАЦИОННЫЕ ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ, ПРОШЕДШИЕ РЕГИСТРАЦИЮ В РОСПАТЕНТЕ

Роспатент не зарегистрирует товарный знак, если он не соответствует всем требованиям, и не нарушает установленные законом правила. Но бывают и исключения.

Одни из примеров такого исключения можно считать московский ресторан «Кафе Пушкинъ».

-2

Название, казалось бы, противоречит требованиям Роспатента о неиспользовании в товарных знаках фамилий известных людей, но тем не менее, такой знак зарегистрирован. При подаче заявки рестораторы предоставили, как аргумент, известную песню «Натали» Жильбера Беко, где автором упоминается кафе «Пушкин». Приезжающие в Москву иностранцы, которым очень нравилась песня «Натали», обязательно хотели посетить такое кафе, а его не было. Поэтому рестораторы решили взять себе название и логотип «Пушкинъ», Роспатент согласился с такими доводами и товарный знак прошел регистрацию.

Еще не менее креативный товарный знак был зарегистрирован магазином продуктов.

-3

Такой товарный знак был зарегистрирован Роспатентом.

Не менее экстравагантный товарный знак был зарегистрирован для часов драгоценных, недрагоценных изделий и монет.

-4

Такой неоднозначный товарный знак выбрали производители мороженого, замороженного льда йогурта.

Не менее провокационный товарный знак зарегистрировали продавцы крафтового пива.

-5

Крепкий портер продается с этикеткой, где буква «О» в форме петли для виселицы. Тем не менее, этот знак прошел регистрацию в Роспатенте.

ПОЧЕМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ЗАПРЕЩЕНА РЕГИСТРАЦИЯ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ С МАТОМ?

Неоднозначное отношение к регистрации товарных знаков нарушающие нормы гуманности и морали, а в частности, нецензурных слов.

Производителю пива и безалкогольных напитков из Марий Эл, который хотел зарегистрировать товарный знак «Ёшкин кот», Роспатентом было отказано. Однако товарный знак был видоизменен, и прошел регистрацию, как «Йошка Кот», где слово Йошка стало кличкой кота.

-6

В 2016 году владельцами сети доставок роллов была подана заявка на регистрацию торгового знака «ЁбиДоЁби». Роспатентом этот знак был зарегистрирован, так как было предоставлено неоспоримое доказательство — «ебидоеби», в переводе с японского языка, означает дословно «день недели — суббота».

-7

Но обладатели «ЁбиДоЁби» продолжают провоцировать своими названиями сетов роллов «Сисяке», «Бич», «Куни ли» и другие весьма пикантные обозначения.

В 2021 году Роспатент отказал в регистрации товарного знака «ЁбиДоЁби», признав название компании и наименование производимой продукции непристойными и нарушающими законы гуманности и морали.

Выход из этой ситуации есть — изменить название на более благозвучное.

Но компания со скандальным названием, сдаваться не собирается и создала ассоциацию брендов со спорными неймингами, в которую уже вошли рюмочная «Дядя Блёва», пивной магазин «Сиська пива», магазин рыболовных товаров «Козявочная», сидрерия «Сосидр».

Конечно, отличным маркетинговым ходом считается использование эпатажного, необычного и даже провокационного товарного знака. Решив зарегистрировать креативный товарный знак, нужно помнить, что не все товарные знаки с броским изображением или дерзким текстом пройдут регистрацию в Роспатенте.

Статья подготовлена специалистами компании «РосКо – Консалтинг и аудит»

Наши контактные данные:

ПОДПИШИТЕСЬ НА НАШИ СОЦ СЕТИ