Если вы ожидаете историю в стиле пожилой профессор МГУ завалил студентку и пригласил её на пересдачу к себе на дачу. Лучше сразу закрыть статью, отписаться от канала и пойти пересмотреть какую-нибудь серию "Улицы разбитых фонарей". С криминалом это туда.
У нас же чуть более эстетичная история, хотя завал диплома, обида и не совсем страшная мстя будут.
Имя Дороти Райт, скорее всего, совершенно ничего не скажет русскому человеку, поскольку оно слишком хорошо известно в слишком узких кругах профессионалов. Тем не менее рассказ именно о ней.
Девочка родилась 14 октября 1897 года в солнечной Калифорнии в городке Санта-Роза. Несмотря на красивое название жизнь в городишке была совсем не роза, а больше смахивала на кактус. Работы было примерно 0, промышленность отсутствовала как факт, туризм ещё не придумали. Более-менее сносно жили только учителя и госслужащие - типичная картина среднероссийского Мухоловска - вот и у них то же самое, всё везде одинаково.
Папа девочки был профессор химии, мама - учительница в школе. А поскольку оба родителя педагоги... это звучит как приговор. И, действительно, несмотря на протесты дочери, родители решили, что девочка будет учительницей, и отдали её на обучение в калифорнийский институт педагогики и искусства.
В институте девушка серьёзно увлеклась изобразительными искусствами, мечтала о карьере художницы и в тайне от родителей перевелась на художественный факультет. Однако на последнем курсе её ждал ни разу не приятный сюрприз: во время защиты своих картин её откровенно завалили.
Комиссии не понравилась слишком яркие одежды у людей, изображённых на картинах. Председатель, старый дед профессор даже съязвил:
- Вы бы, милочка, лучше кройкой и шитьём занялись! Вон у вас какое всё цветастое, не в пример людям.
Это был удар. Девушка получила очень низкий балл, естественно, ни о какой карьере художника не было и речи.
Она было устроилась в школу, но местные калифорнийские охламоны, быстро привели её в чувство и она уволилась. В смешении чувств девушка гуляла по улицам города и... задумалась:
- А ведь профессор был прав! Все люди одеты в какую-то мешанину белого и чёрного. Дамы, понятно, в белом или богатом шёлке, бархате, парче. Но, в любом случае, все цвета бледные. А кавалеры, пардон, мужики вообще все в чёрном, какие-то монохромные и скучные...
(перевод мыслей может быть неточным).
И тогда девушка решила изменить ту скукоту, которая чопорно вышагивала перед её глазами. Она решила изменить правило, согласно которому яркие узоры в одежде были признаком плебса, вульгарщиной.
Она купила... ткацкий станок:
Небольшой, любительский станочек ярко-красного цвета, который можно было собирать/разбирать и возить с собой в путешествия.
И!
Отправилась в путешествие.
Она исколесила половину мира, объездила всю просвещённую и не очень европейщину. Оказалось, что и там все сэры с пэрами монохромные. Потом отправилась в Азию, вернулась в Америку, только Южную. Везде, где только можно она рисовала, рисовала, рисовала... ткани. В основном народные костюмы. Не ту чёрно-белую скукотищу, а самые настоящие национальные костюмы.
Вернувшись на родину, в солнечную калифорнщину, Дороти села за свой станочек и начала создавать ткани собственного неповторимого дизайна.
Это был взрыв цвета!
Это было настолько необычно, что за её тканями выстроилась очередь. Заказы были расписаны на годы вперёд. Этому, кстати, серьёзно воспротивился муж, который был довольно известным журналистом, и потребовал, чтобы жена сидела дома, вела хозяйство и, максимум, что могла делать, ткать коврики для подруг.
Но Дороти было не остановить, и, невиданное дело для того времени, муж отправился в дальнее путешествие... в мэрию, подавать на развод. Правда, он обобрал жену как липку, указав в заявлении, что это она во всём виновата, а он такой бедный и несчастный. В общем, по-мужски поступил, оставив ей станок и пряжу.
Если бы он только знал!
Дороти приняла единственно верное решение: она переехала в Сан-Франциско, основала свою компанию "Дороти Либес инк." и... отказалась выполнять заказы сама. Девушка заключила договор с ткацкой фабрикой и начала придумывать дизайн тканей, а та уже по её дизайну выпускала ткань необычных, ярких расцветок.
Фактически Дороти Райт (по мужу Либес) создала с нуля современную нам ткацкую отрасль и промышленный дизайн. Этому делу она посвятила 50 лет своей жизни.
Не зря журнал Лайф отвёл ей целиком отдельный номер, назвал Дороти Райт человеком года и короновал "матерью современного ткачества".
К её услугам стали обращаться рестораторы с просьбами изготовить уникальный декор для штор, кресел.
Ради неё, для неё и по её заказу химики изобретали новые красители для ткани. К концу жизни в её мастерской хранилось более 12 тысяч цветов и оттенков пряжи.
Даже самые богатые семьи америки считали за честь обратиться к ней за разработкой дизайна драпировки мебели, штор, постельного белья. Суммы, которые она зарабатывала, исчислялись семизначными порядками.
Пронюхав о том, сколько зарабатывает "его бывшая, оставленная ни с чем" бывший муж решил "облагодетельствовать" и разрешить ей вернуться к нему. Как вы понимаете... ответ был вполне ожидаем.
Но самым большим увлечением, любовью всей её жизни являлись ткани для одежды. Именно Дороти Райт ввела моду на шотландскую клетку, яркие краски, как в индийских сари, чередование полосок, как в пончо гордых мексиканских мучачос.
Модные дома просили её подобрать к новому сезону красивый рисунок или необычную текстуру. Всё это она делала в своей ткацкой лаборатории вместе с учениками и сотрудниками.
А как же месть? Профессору и мужу.
Хотя про мужа понятно: девушка оставила себе его фамилию, и ему явно было "очень приятно" знать, что она - мультимиллионер, а он, бросивший её ни с чем, отставной никому не нужный журналист.
Месть Дороти была очень изящной!
Благодаря Дороти Райт в гардеробах рядовых женщин, не относившихся к чопорной знати, стало очень много нарядов. Дороти заставила всех мужчин платить за то, чтобы женщины были нарядны и красивы...