Камышинский крановый завод – известное в российском краностроении предприятие с 68-летней историей. В постсоветский период завод пережил взлеты и падения, за последние 30 лет на нем сменилось несколько собственников и названий (Газакс, Газпром-кран). Несколько лет назад ККЗ стал частью краностроительного холдинга "Кудесник", в который также входят Галичский и Клинцовский автокрановые заводы. При новом владельце завод обновил линейку автокранов. Но, пожалуй, самое интересное, чем занимается сейчас предприятие, – это диверсификация производственной программы. Так, совсем недавно стало известно, что ККЗ выпустил первый экскаватор-планировщик с телескопической стрелой УДС-4321-5 "Старатель". Машина специально спроектирована для работы в нефтегазовой отрасли.
Отмечу, что в последнее время в России такая техника не выпускалась, все потребности покрывались за счет поставок из Словакии моделей UDS и из Белоруссии – "Святовит". В период 1990-2010-х годов ряд отечественных предприятий производили в малых количествах телескопические экскаваторы-планировщики, однако в последние несколько лет эта тема окончательно загнулась (подробнее об этом читайте ниже).
Итак, рассказываю, что такое УДС-4321-5 "Старатель". Экскаваторная установка смонтирована на полноприводном шасси КАМАЗ-43118 (6х6), оснащенном 300-сильным двигателем КАМАЗ-740. Ключевое отличие этой машины от словацкого и белорусского аналогов – отсутствие автономного двигателя для привода гидрооборудования экскаваторной установки, привод осуществляется от двигателя шасси. Благодаря этому конструктивному решению новый экскаватор-планировщик стал не только более экономичным в эксплуатации, но и, что не маловажно, – более компактным. Уменьшенный задний свес поворотной платформы позволяет использовать машину в стесненных условиях. Глубина копания достигает 4,9 м, максимальный радиус копания – 10,1 м, максимальная высота разгрузки – 5,9 м. Объем ковша составляет 0,65 м3. Грузоподъемность при задвинутом телескопе – 7 т, при выдвинутом – 2,6 т. Экскаватор оснащен системой ротации ковша. В дополнение к базовому землеройному ковшу предлагается 26 видов сменных рабочих органов.
Экскаватор оснащен современной эргономичной кабиной с кондиционером, отопителем, креслом оператора с регулировкой по высоте, наклону спинки и массе, аудиосистемой в базовой комплектации. Управление экскаваторный установкой – гидропропорциональное посредством джойстиков. Бортовой компьютер с сенсорным дисплеем на системе Android осуществляет диагностику работы машины, телеметрию двигателя и гидросистемы, управляет мультимедиа, позволяет подключение внешних устройств по Bluetooth и USB. Разработчиками заложена возможность дальнейшей модернизации бортового компьютера.
А теперь, как и обещал, вкратце расскажу, как развивалось производство экскаваторов-планировщиков в России в постсоветский период.
С распадом Советского Союза в России не осталось своих изготовителей экскаваторов-планировщиков. Единственный завод, выпускавший такую технику, – Калининский экскаваторный, прекратил ее производство в середине 80-х годов, а Кентауский экскаваторный завод, специализировавшийся на рубеже 80-90-х годов на машинах этого типа в одночасье остался за границей.
На волне конверсии, накрывшей в 90-х годах нашу оборонку, к выпуску экскаваторов-планировщиков приступило ОАО "Мотовилихинские заводы" (в прошлом – Пермский машиностроительный завод им. В.И. Ленина). По проектной документации, разработанной ОАО "ВНИИСтройдормаш", завод в сентябре 1997 года освоил серийное производство моделей ЗТМ-220 (ЭО-43212) на шасси КАМАЗ-53228 и ЗТМ-221 (ЭО-43213) на шасси Урал-4320-1911-30. Вскоре добавилась еще одна модель – ЗТМ-220.1 (ЭО-43214) на шасси КАМАЗ-43118. В качестве приводного двигателя экскаваторной установки на этих машинах применялся 75-сильный дизель Д-243. Из рабочего оборудования имелся основной экскавационный ковш емкостью 0,5 м3, планировочный ковш и отвал длиной 2 м. Глубина копания составляла 5,7-5,8 м (у разных моделей). Угол поворота рабочего органа – 360 градусов.
В качестве базы для мотовилихинских экскаваторов-планировщиков использовались не только КАМАЗы и "Уралы". В 2000 году по заказу АНК "Транснефть" был изготовлен экскаватор ТТМ-6901Э на снегоболотоходном гусеничном шасси ТТМ-6901 производства фирмы "Транспорт".
В 2008 году ОАО "Мотовилихинские заводы" изготовило новую модель ЕТ-4322 базирующуюся на шасси КАМАЗ-43118 (6х6). Ее главными отличиями от серийно выпускаемых моделей стали увеличенная мощность и параметры копания: двигатель – 150 л.с; объем ковшей – 0,63-0,75 м3; глубина копания – 6,9 м. На новинке редуктор ротации ковша разместили наверху стрелы, тем самым облегчая стрелу и увеличивая ее грузоподъемность.
Производство экскаваторов-планировщиков на ОАО "Мотовилихинские заводы" в тучные нефтедолларовые времена составляло порядка 20-40 единиц в год. В 2009 году, в разгар экономического кризиса в стране, выпуск упал до единичного, а в начале 2010-х годов предприятие окончательно свернуло производство строительной техники, включая экскаваторы-планировщики.
В первой половине 2000-х годов, выпуск экскаваторов-планировщиков пытались наладить на Уралвагонзаводе и Воронежском экскаваторном заводе. Модели обоих предприятий базировались на шасси серийных пневмоколесных экскаваторов: нижнетагильский ЭТ-1 – на шасси ЭО-33211, воронежский ВЭКС-20К – на шасси ЭО-43221. В серию эти машины не пошли.
В 2010 году завод "Тверской экскаватор" по техническому заданию заказчика из нефтегазовой отрасли разработал экскаватор-планировщик ТЭП-18 на шасси КАМАЗ 6х6. На нем использовали телескопическую стрелу от словацкого донора UDS 114, все остальное сделали сами. Двигатель устанавливали минский – Д-245S2. ТЭП-18 был выпущен небольшой партией, во второй половине 2010-х годов его сняли с производства.
На рубеже 2019-2020 годов завод "Тверской экскаватор" вернулся к теме экскаваторов-планировщиков. В этот период тверское предприятие закупило у словаков комплектную экскаваторную установку UDS 114 и установила ее на шасси "Урал NEXT". Эта машина получила обозначение Е 210 TS. В течение года планировалось полностью локализовать эту модель, однако до серии дело так и не дошло.
Спасибо за внимание! Буду благодарен за ПОДПИСКУ на канал, за ЛАЙК и за то что ДЕЛИТЕСЬ материалом с друзьями!