Найти тему
Азербайджан - страна огней

Перешел ли Иран в шиизм добровольно?

До начала 16-го века, когда Персия, Средняя Азия и Кавказ были объединены в результате завоеваний Исмаила IСефеви, в большей части Ирана и окрестных земель преобладали сунниты шафиитской и ханафитской правовых школ. Сами Сефевиды также изначально были шафиитами, перейдя со временем в шиитскую ветвь ислама. Именно их военная и религиозная деятельность стала причиной принятия шиизма в этой стране, а также в Азербайджане, который долгое время был ее частью. Точнее, если быть доскональным, было создано ираноцентричное государство под управлением азербайджанских тюркских царских родов.

Но имелись ли шииты в Персии до Сефевидов? Или же его обратили принудительным путем?

Многие иранские интеллектуалы оказались рано увлечены шиизмом, поскольку это было формой их оппозиции Арабскому халифату. Они верно служили его власти, но не желали принять господство чужеземцев над собой. Особенно арабов, которые воспринимались, как люди низшей культуры.

На обращение многих персов сильно повлияла практика багдадских халифов отправлять в ссылку видных шиитских лидеров куда-нибудь подальше от своих центральных владений. Обычно в качестве такого места выступал иранский Хорасан.

После распада халифата на историческую арену вышли региональные державы. И некоторые из них придерживались шиитской веры. Крупнейшей стала династия Буидов, которая правила на западе Персии в 10-11-х веках. Они сумели сделать последних Аббасидов своими политическими марионетками, но уступили сельджукам, которых пригласил халиф-суннит.

Сельджуки начали свои завоевания, как союзники духовного лидера исламского мира, поэтому они вновь возвысили суннизм на первый план. Однако, как недавние и не очень фанатичные мусульмане, допускали существование других ветвей этой религии. При них главными центрами шиизма являлись столичный Рей, Тус, Кашан, Кум, а также исторический регион Табаристан.

Буиды
Буиды

После монгольского нашествия шиизм стал более популярен в Иране. Возможно, по причине духовного кризиса, возможно, из-за разрушения крупных суннитских городов. До статуса официальной веры его возвышали многие постмонгольские династии. А перед ними это успел сделать Олджейту, правитель государства Хулагуидов, который за свою недолгую жизнь успел побывать буддистом, шиитом, суннитом, несторианином.

Тем не менее, до завоевания Сефевидов к шиизму принадлежала лишь меньшая часть иранцев. Точное количество является спорным, но обычно их численность оценивается в интервале 10-30 %. В то время даже Османская империя отправляла своих священнослужителей для обучения в суннитских медресе Ирана.

Однако, Сефевиды очень стремились к обращению новых подданных в собственное направление исламской веры, держа в голове три важных момента. Во-первых, они хотели отделить подвластное население от жителей других великих тюркских держав – суннитских Османской империи и среднеазиатского государства узбеков. Во-вторых, желали сплотить народ, которому приходилось противостоять превосходящей военной силе – туркам-османам. В-третьих, стремились консолидировать власть, сделать так, чтобы все иранцы и тюрки были лояльными.

Сефевиды
Сефевиды

В результате обращением в свою веру они занимались куда более ретиво, чем иные шиитские династии со времен, по крайней мере, Фатимидского халифата в Египте. Поскольку на тот момент в Иране было мало образованных сторонников шиизма, Исмаил Iприглашал имамов из Ирака, Ливана, Восточной Аравии и Сирии. Его преемники действовали тем же образом, и со временем создали сословие шиитской религиозной аристократии.

Кроме того, установив контроль над огромными территориями, где численно, культурно и экономически преобладали сунниты, первый шах династии Сефевидов иногда был уж слишком суров. И в своих владениях он стремился к полному и окончательному решению «суннитского вопроса».

Первые три халифа были подвергнуты ритуальному проклятию – на этот счет был установлен специальный праздник, принять участие в котором должен был каждый. Были запрещены суннитские духовные организации, а их имущество и земельные владения конфисковали. Суннитским имамам на выбор предлагали высшую меру, обращение или изгнание.

В значительной степени своих целей Исмаил достиг. Однако, его потомки продолжали ту же политику, карая сторонников иных исламских течений своей суровой дланью. Досталось и остальным направлениям шиизма, к примеру, исмаилитам-низаритам – потомкам тех самых ассасинов, сторонников Горного старца. Шиитам-зейдитам перепало не меньше.

-4

Эти действия привели к долговременной вражде с Османской империей, которая после получения ее султанами титула халифа, воспринимала себя, как центр суннитского мира. Однако, Сефевиды стали основателями единого и централизованного иранского государства, которое было разделено долгие столетия. По сути, их воцарение является одним из наиболее важных поворотных моментов в истории ислама.