Когда у ребенка нет папы - это печально. Когда у него нет мамы - это беда. На самом деле я хотела написать что-то жизнеутверждающее, но начиталась вчера комментариев о том, что в России вообще-то 700 тысяч семей, в которых детей воспитывает только папы. Начиталась я, значит, и теперь меня преследуют образы этих пап.
На одиноких пап я, уж извините, за время работы в школе насмотрелись более чем. И вот что имею сказать: семьи с одним отцом - это очень и очень часто семьи проблемные. Нет, статистики не будет, я не хочу даже лезть в это, подозреваю, что цифры, если они есть, могут быть совсем грустными. Мне вполне хватает наблюдений. Вот ими и поделюсь. Просто наблюдениями. Анализом утруждать не буду, выводы каждый пусть делает сам. Если захочет.
Сначала общая картина. Что объединяет многие такие семьи? То, что большинство их сложились именно такими не вследствие осознанного выбора мужчины (в результате суда и/или долгих и сложных переговоров с бывшей женой), а по воле обстоятельств. Мама либо умерла, либо оказалась совсем пропащей, и отцам пришлось взвалить на себя бремя воспитания ребенка или детей.
Теперь к отдельным картинам.
Например, семья номер 1. Отец и дочь. Мама умерла, когда девочке было лет пять. Папа много работал. Зарабатывал физическим трудом, а там, сами знаете, - как потопаешь. После основной работы мужчина пропадал на халтурах. Дочь, по сути, была предоставлена сама себе. Бабушка присматривала, но пользы от нее было не сильно много - старый, больной человек. Что с девочкой? Замечательный, чуткий человек, добрейшей души и все такое, но вместе с тем человек бесконечно печальный и одинокий, очень в себе неуверенный. Да, проблемы в учёбе, двойки. Полный провал с математикой, с английским, даже в технологии все сложно - помочь некому. Реакция папы - обвинения, ругань, мат. Попытка мужчины решить проблемы созданием новой семьи усугубила ситуацию. Новая "мама" как-то трудностями девочки не прониклась, зато сводная сестра стала новым триггером. Ко всему прочему начались ещё и сравнения. Вот Маша нормально учится, а ты бестолковая, позор семьи.
Семья номер 2. Отец и сын. Мама бросила, когда мальчишка учился в началке. Папа тоже из работяг. Та же проблема, что и в предыдущем случае: тотальная занятость, работа сменами с переработками, халтуры. Бабушек нет. Мальчик лет с восьми сам по себе. Чтоб был хоть какой-то присмотр, отец загрузил парня спортом. И в спорте мальчишка даже себя проявил, но в учёбе - швах. Очень много было упущено с начальной школы, без репетиторов не выплыть. Папа был категорически против платной помощи. И денег нет, и вообще, что там разбираться. При этом сам папа помочь с учебой мог только подзатыльниками и ором. Орать не стеснялся и при учителях. Подзатыльники приучили мальчишку врать, проблемы в школе усугублялись. Вместо того, чтобы заняться ребенком, папа выбрал нетривиальный способ решения вопроса: почему бы, подумал он, не охмурить классного руководителя. Повесить шторы - я, шкафы подвинуть - я. Не надо шкафы? Как это так? Они ж явно у другой стенки лучше смотреться будут. Может, хоть на пару сантиметров? Приходил с конфетами и коньяком. Последний предлагал распить сразу. Очень оскорблялся и отказу (и пить, и брать) и выражению лица. Правда недолго. Оскорбится и снова: вы такой педагог, такая женщина, ах. А если мой оболтус чего натворит, только скажите, я ему такого леща. В какую опеку обратитесь? Зачем в опеку? Пошутил просто.
Семья номер 3. Вдовец и трое детей. Тоже тяжёлая и сжирающая все время работа. Девочка, старшая из всех, часто прогуливала школу по папиной же просьбе, - оставалась смотреть за младшими. До учебы ли тут? В четвертях по 7-9 двоек. Да и черт бы с ними, с двойками. Здоровье. Девчонка постоянно жаловалась на живот, папа отмахивался: врёт, учиться не хочет, уж я ей задам.
Семья номер 4. Папа и дочка. Что там с мамой, не помню. Полгода девочка проучилась, три совета по профилактике. Из предыдущей школы вежливо попросили. Прогулы, двойки, лень, бурная личная личная жизнь. В 13 лет у девочки постоянно ночевал взрослый парень. С папиного благословения. А что я могу? У них любовь.
Семья номер 5. Изначально полная, вполне благополучная. Мальчишку пригласили в Питер играть за какой-то хоккейный клуб, и приехал он сюда с папой. Мама осталась в родном городе с младшей сестрой. Парень замечательный: умный, воспитанный. Но за год жизни с папой умудрился превратиться в двоечника и невротика. Папа почему-то не мог нормально решить вопрос с жильем, переезжали с квартиры на квартиру, и каждый раз жилье находилось далеко и от школы, и от клуба. Парень по три-четыре часа в день тратил на дорогу. И тренировки ещё занимали кучу времени. Недосып, болезни, естественно, провал в учебе. Папа, как ярко выраженный эпилептоид, на каждую неудачу сына реагировал очень бурно - стекла звенели. Свидетелями его вспышек были и учителя, и директор. Мужчина, впрочем, был отходчивый, потом всегда перед всеми не менее бурно извинялся. Но каково было сыну, я даже не могу представить.
Семья номер 6. Тот самый случай, когда мужчина забрал сына у бывшей жены. По суду ли, договорились ли, не знаю. Вообще, детей трое. Папа и мама их поделили. Не спрашивайте - все сложно. У папы хорошая работа, высокая должность, отличная зарплата. И в школу к учителям и директору он тоже как на работу. Потому что сын везде - во всех школьных происшествиях. Ну и учёба тоже оставляет желать. Просто не повезло, у всех бывает. Да, в общем, согласна. Хотя было стойкое ощущение, что парень эпатажем что-то очень важное хотел сообщить папе. Впрочем, я не психолог. Да и обещала без выводов.
Семья номер 7. Реально похожая на счастливую. Хотя в анамнезе тоже всякое. В анамнезе, прямо скажем, треш. Мама с зависимостями и психиатрией. Бросила. Но не так, что бросила и слава богу, а периодически возвращалась помотать нервы. Папа девочку отбивал, сражался за лишение прав. Лишил, отбил. И силы закончились. Пошли болезни. Благо, хорошая женщина рядом оказалась. Вот реально, памятник таким ставить. Взяла на себя и этого мужчину, и девочку. Своих детей у нее не было, а была она уже сильно в возрасте. Короче, обрушила на несчастных всю нерастраченную нежность. С пользой. Ребенок из дикого волчонка превратился в прекрасную девочку. Ещё и талантливой оказалась, литературно одаренной. Я ее во все конкурсы двигала. И женщина эта с ней на всех конкурсах. Как она ее настраивала, как поддерживала! Как они вместе смеялись и плакали!
Вот такие семь историй. Без выводов.