Найти тему

Внешность и содержание. Тест автомобильной 3-полосной акустики MBQ FL-1653

Оглавление

Встречают, как обычно, по одёжке, поэтому не удивлюсь, если эту акустику будут узнавать по фразе «а, это те, которые с такими грилями» (и дальше следует неопределённая жестикуляция пальцами). А меж тем за ними оказались очень крутые динамики, заслуживающие внимания. Тем более, это одна из топовых серий азиатского производителя, который только-только выходит на наш рынок.

Для тех, кто ещё не в курсе, MBQ – один из «серых кардиналов» рынка Car Audio. Даже если вы не слышали само это имя, то наверняка что-то из их продукции держали в руках. Только, скорей всего, там был логотип Eton, CDT или какой-нибудь ещё – из тех, что на слуху. А эти парни, согласитесь, свой заказ где попало размещать не станут. Фабрика вообще существует с 2001 года, и MBQ – это её собственный бренд, который ранее к нам просто не экспортировался.

Уровень серьёзный: фабрика не ограничивается сборкой, но и самостоятельно производит комплектующие – от сложных композитных диффузоров до литья алюминия. А ещё – имеет собственный отдел разработки (R&D), которым частенько пользуются в том числе и некоторые раскрученные бренды. Короче, это вам не три китайца с тюбиком клея.

От слов – к делу. Сегодня на изучении 3-полосный комплект MBQ FL-1653 из серии Classic. В модельной линейке это топовая серия. Цена на момент теста – 48800 рублей. Если что, есть ещё 2-полоска MBQ FL-165, её цена – 37700 рублей.

ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО, КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Первое, что притягивает внимание – это грили. Не пластмасски какие, а прямо уфффь, добротные, металлические, литые. Дизайн… Ну двояко, если честно.

-2

Впрочем, грили в иных инсталлах и вовсе не пригодятся. Так что откладываю их в сторонку, перехожу к главному. Как обычно, начну с НЧ/СЧ динамиков.

-3

Тут всё серьёзно – литые алюминиевые корзины, относительно крупные моторы. При этом окна достаточно открытые, эффекта «воздушной подушки» с тыльной стороны диффузора можно не бояться (если с подиумами не напортачить, конечно же).

-4

Диффузорам – особое внимание. Это довольно хитрый многослойный композит с сотовым наполнением (в описании назван Honeycomb Paper). С лицевой части – вязкое и чуточку липкое демпфирующее покрытие…

-5

…с тыльной стороны – целлюлозная фактура с длинноволоконными включениями. А вот средний слой (его как раз видно по периметру конуса) – то самое сотовое наполнение. Как результат – диффузор неожиданно очень жёсткий на изгиб и при этом хорошо справляется с гашением собственных резонансов. Отличное сочетание, я считаю.

-6

Описание скромно, но честно указывает RMS мощность 60 Вт, что при нынешнем уровне необузданного маркетинга даже удивляет: звуковая катушка имеет диаметр 1,5 дюйма. Иной производитель не постеснялся бы с такой и 160 Вт написать.

-7

Давненько я не встречал в акустике винтовых клемм под зачищенный провод, а тут они ещё и в общий стиль вписываются.

-8

Теперь серединки. Тут тоже литые алюминиевые корзины, тоже резиновые подвесы, тоже демпфирующее нанесение на диффузор.

-9

А если перевернуть, то и сам диффузор – тоже 3-слойный с сотовым наполнением.

-10

Моторы полностью скрыты в кожухах, являющихся, по сути, частью корзины. Построены на неодимовых магнитах, и, как потом оказалось, силёнок у них – более чем достаточно.

-11

Диаметр звуковых катушек – 1 дюйм.

-12

Твитеры – с шёлковыми куполами. Правда, предположу, что сами купола уже не собственного производства: в описании фигурирует фраза «Imported Silk Dome». Номинальный калибр – 28 мм.

-13

Корпуса – угадайте с одного раза материал. Тоже литые алюминевые. Не то, чтобы крупные, но акустическая камера явно присутствует. Причём, как показали дальнейшие измерения, довольно хитрые.

-14

Предположу, что акустика в большинстве случаев будет использоваться в поканалках, но кроссоверы, если что, в комплект тоже входят. И да, снова в литых алюминиевых корпусах (вот как бывает, когда есть собственное литьевое производство) и с соответствующим антуражем (ну вот такое у производителя видение слова Classic, вынесенного в название серии).

-15

Внутри – всё лаконично. Обошлось без джамперов и переключателей, хотя, забегая вперёд, аттенюация на твитеры могла бы пригодиться.

-16

ИЗМЕРЕНИЕ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ

Для начала вот вам сами циферки, дальше будет их разбор:

-17

Измеренные параметры НЧ/СЧ динамика MBQ Classic:

  • Fs (собственная резонансная частота) – 60 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 13 л
  • Qms (механическая добротность) – 7,44
  • Qes (электрическая добротность) – 0,70
  • Qts (полная добротность) – 0,64
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 13,6 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,0 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 3,6 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 88,1 дБ

Измеренные параметры СЧ динамика MBQ Classic:

  • Fs (собственная резонансная частота) – 97 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 0,6 л
  • Qms (механическая добротность) – 5,47
  • Qes (электрическая добротность) – 0,28
  • Qts (полная добротность) – 0,26
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 4,8 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,6 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 3,1 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 85,1 дБ

НЧ/СЧ динамики – относительно лёгкая по нынешним меркам подвижка (особенно с учётом многослойности и жёсткости диффузора), сильный мотор, прыть которого немного усмирили кольца Фарадея (взамен на снижение индуктивной составляющей и интермодуляционных искажений на СЧ, в том числе из-за облегчения взаимодействия динамика с усилителем). Хорошо адаптированы к установке в двери.

СЧ динамики – тоже не слишком тяжёлые подвижки, зато очень сильные моторы. Как следствие, они должны меньше чувствовать подпор воздуха позади динамика. А значит, можно сделать предварительный вывод – они не против работы в тесных объёмах.

Для ориентира, на добротность Qtc=0,7 они выходят в объёме всего в 80 мл, хотя это уже перебор для динамика такого калибра – могут появиться лишние резонансы внутри корпуса и всё испортить. На мой взгляд, разумный объём для них – от 200 мл и выше (я вообще сторонник давать СЧ динамикам «дышать» по возможности, и здесь прослушивание это тоже подтвердило).

АНАЛИЗ РАБОТЫ НЧ/СЧ ДИНАМИКОВ

АЧХ ровная вплоть до примерно 2 кГц, да и дальше динамик входит в зональный режим работы спокойно и без истерик диффузора.

-18

Чуть нагляднее – на фазовой характеристике: ни единого резонанса в подвесах и подвижке вплоть до 4 кГц. Выше есть лёгкий подъём, но особой погоды он уже не делает. Очень хорошая линейность. Я бы сказал, редкая.

-19

По искажениям – всё отлично. Даже со снижением частоты КГИ не так активно лезет вверх. Предварительный вывод – частоту раздела с сабом можно не задирать высоко вверх, а значит, и вариантов выбора самого саба больше (прослушивание, кстати, это подтвердило).

-20

АНАЛИЗ РАБОТЫ СЧ ДИНАМИКОВ

Сильные моторы дали плавный спад АЧХ с понижением частоты, но не забываем про калибр. Даже если динамики поставить Free Air (а это, кстати, тоже рабочий вариант), то от 300-400 Гц они уже будут уверенно играть. Не в мидбасовую же область их отпускать работать.

-21

Важнее здесь другое – отсутствие значимых резонансов в подвижке и подвесах вплоть до 5-6 кГц. Лёгкая волна ФЧХ (а вслед за ней и АЧХ) – единственное, к чему можно прицепиться, хотя этот резонанс (вероятней всего, где-то в верхнем подвесе или в центрирующей шайбе) хорошо задемпфирован. Признаков звонкости диффузора не замечено:

-22

Ну и понятное дело, что такие моторы (даже моторищи) не отпустят динамик в разнос даже при снижении частоты (ну, если вы вдруг решите опустить частоту раздела с мидбасовым звеном пониже):

-23

АНАЛИЗ РАБОТЫ ТВИТЕРОВ

На удивление ровная АЧХ в рабочем диапазоне, а ещё довольно интересный провал в районе 1,4 кГц. Предположу, этот внутренний резонанс сделан намеренно, он «пригасил» отдачу в этом диапазоне, получился эдакий акустический режекторный фильтр, уберегающий твитер при работе на околорезонансных частотах. Крайне необычное, но полезное решение.

-24

Правда, отпускать твитеры работать слишком низко по частоте не нужно, рост гармонических искажений намечается уже где-то на отметке 2,5 кГц. Так что если решите строить 2-полоску, то настраивать ФВЧ в поканалке я бы начинал где-то от отметки 4 кГц (12 дБ/октава), и дальше – плюс/минус по ситуации, благо, НЧ/СЧ динамики дают в этом деле «свободу манёвра».

-25

Зато посмотрите, как ведёт себя купол твитера – абсолютная линейность фазы излучения (в рабочем диапазоне, конечно же, т. к. намеренный «режектор» акустической камеры в области собственного резонанса лежит уже за его пределами). Проще говоря, на ВЧ нет никаких набегов и отставаний одних частотных составляющих сигнала относительно других. Ещё проще – сам купол ни на каких частотах не ломает, и волной его не ведёт.

-26

РАБОТА С КРОССОВЕРОМ ИЗ КОМПЛЕКТА

Пассивный кроссовер в комплекте хоть и простенький, но сделан с толком. Для усилителя такая акустика не окажется проблемной, импеданс на стыках не горбит, критичных просадок тоже не наблюдается.

-27

Единственное, что сходу показалось странным – высокая частота стыка НЧ/СЧ и СЧ полос – ближе к 1,5 кГц. Учитывая возможности «серединок», раздел можно было бы смело опускать.

-28

С другой стороны, это повлекло бы за собой увеличение номиналов в кроссовере, сделало бы его крупнее, цена бы тоже заметно поднялась… Учитывая, что пассивные кроссы в акустике этой цены в большинстве случаев будут откладываться в сторону, считаю, оно совсем не нужно.

Так что компромисс, получается, вполне разумный: хотите по-простому – вот вам простые кроссы, хотите выжать из акустики максимум – переходите на поканалку.

КАКОГО ОЖИДАТЬ ЗВУЧАНИЯ, И КАК «ГОТОВИТЬ» АКУСТИКУ?

Основное прослушивание проводил при включении через кроссовер, но для понимания потенциала в поканалке использовал один из процессорных усилителей, имевшихся на руках к моменту теста.

Источник – ноутбук, ЦАП на двойных PCM1794 и усилители – hand made от Андрея Сосова (г. Самара), межблочные кабели – Tchernov Cable, RockQ и Chord Indigo Plus (смена – по настроению и для лучшего понимания отдельных моментов), акустические – E.O.S.

ВЧ. Первое, что обратило внимание с кроссовером – многовато верхов, твитеры хочется пригасить. В машине, когда динамики работают «в ближнем поле», это будет особенно заметно. Поэтому если решите обойтись без поканалки, можно поиграться с разворотом твитеров, это немного подровняет тональный баланс. Можно вообще на отражение от лобового запихнуть, если штатные места позволяют.

В поканалке этой особенности легко избежать просто выравниванием уровней. В этом случае я бы направлял твитеры «по классике» – в салон. Т. е. либо стойки, либо уголки зеркал, либо классическая «матрёшка» СЧ/ВЧ.

Верха по своей фактуре живые, без «стекла» или «металла», но при этом достаточно прозрачные. Оптимальный стык с СЧ, на мой взгляд, лучше искать в районе 5-6 кГц с фильтрами невысокой крутизны и добротности (Линквиц, Бессель).

СЧ. Серединки лично мне вот прямо зашли. Ну нравятся мне такие вот динамики с сильными моторами (просто на Qes посмотрите) – очень хорошая проработка тонких нюансов (моторы плевать хотели на инертность подвижных систем и таскают их, в точности повторяя сигнал), и при этом подача без каких-то особых окрасов (повод вспомнить спокойную ФЧХ без резких переломов). Причём лёгкая «галочка» АЧХ с даёт даже эдакую комфортность что ли.

Динамики хоть и допускают установку в небольшие объёмы, но, как по мне, чем лучше они «дышат» своей тыльной стороной, тем лучше. Подрезать ниже 400 Гц смысла не вижу. Да, формально они умеют и ниже: моторы держат, перегрузочная способность позволяет. Но помним про калибр – тянуть их насильно к мидбасовой области нет никакой необходимости.

НЧ. Вернее, тут лучше вести речь не о НЧ, а о НЧ/СЧ, потому как динамики отлично чувствуют себя и в среднечастотном диапазоне тоже – ровно, без откровенных окрасов. Да это и по измерениям было видно. Так что если захотите двухполоску – они могут. Распускать их сверху в полную полосу я бы не стал – начинают мешаться твитерам.

Вниз по частоте забираются неожиданно глубоко для своего калибра, так что задирать стыковку с сабвуфером выше 60 Гц, как по мне, нет никакой необходимости. Бас прорабатывается старательно (особенно если освободить их от откровенно низкого «сабвуферного» баса), но вот мидбасовый «пинок» (скажем, бас-бочки на злом рокешнике или ритмичных ударов в EDM) порой всё равно хочется пожёстче. Тут есть повод поиграть разделом с сабвуфером, но главное, что динамики дают в этом свободу.

КОРОТКО ПО ДЕЛУ. ДЛЯ КАКИХ ЗАДАЧ ВЫБИРАТЬ?

Очень интересная акустика как в технологическом плане, так и в плане звука (вообще, одно – это следствие другого, но не у всех производителей так получается). А звучать её можно заставить очень даже прилично, причём без какой-то особой привязки к жанрам или предпочтениям.

Единственное, что оставило двоякие впечатления – это пассивный кроссовер: как-то простоват он для такого уровня динамиков. Так что делаю вывод – с кроссами эту акустику можно использовать как временный вариант, скажем, если пока не хватает на нормальный процессор и усилительное звено.

В этом случае делаем так. Сразу прокладываем кабели под поканалку и ставим кроссы поближе к усилителю. А когда получится поднакопить – убираем кроссы, добавляем усилители и процессор (ну или процеусь), подключаем всё поканально и радуемся раскрывшимся возможностям динамиков.

Плюсы:

  • Хорошая цена для такого уровня акустики
  • Хорошая фазовая линейность динамиков в своих рабочих диапазонах
  • Динамики дают значительную свободу настройки стыка полос
  • СЧ динамики можно ставить как в объёмы, так и Free Air

Минусы:

  • Пассивный кросс не раскрывает возможности динамиков полностью