Как будто это глупый вопрос. Любой скажет, что дрессированная собака лучше, чем недрессированная. Поэтому редкий владелец, который принес свеженького щенка в дом, не задумывается о том, куда бы его свести на воспитание. Благо, занятия по ОКД (общему курсу дрессировки) проводят на каждой второй площадке, а если покопаться, можно найти и более диковинные дисциплины на любой песий вкус. Особенно сложно удержаться, когда алгоритмы соцсетей подсовывают рекламу всяческих курсов. Начинаешь чувствовать себя недостаточно хорошей матерью, если срочно на них не записываешься.
С собаками, уже почти как с детьми — не отдал человеческого младенца в два года на курсы кройки и программирования, и уже как будто что-то упускаешь. А вдруг он без «развивашек» не разовьется? И пока детские психологи бьют тревогу по поводу тотального перегруза малышей, собачьи психологи настаивают, что надо собаку нагружать, чтобы не повадно было стены грызть и кошек есть.
А я вот — человек ленивый. И моя лень меня напутствует, что дрессировка ради дрессировки — бессмысленное занятие. Большинство собак и без всяких нормативов ОКД способны подстроиться под ритм жизни мамички и не доставлять неудобств. А умение апорт приносить в основном на качество жизни не влияет.
Мои собаки, кстати, нормативов не сдавали. Апорт принесет разве что одна из трех сучек, и то, если в роли апорта — пустая баночка из-под сметаны. Вторая принесет, но не отдаст, потому что любит играть в перетяжки. А третья в принципе не желает носить вещи во рту — не для того боженька ее ртом наградил, а чтобы есть в него. Коллеги и читатели меня часто за это упрекают. Не за апорты, конечно, а за несданные нормативы, не выигранные собачьи соревнования и отсутствие видео, на которых можно посмотреть работу моих сучек. Что это за тренер такой, у которого ни одного диплома и ни одной медали. Такие дела — мои собаки и правда безработные и нетитулованные. И даже дрессированные — весьма условно. Комплекс «сидеть-лежать-стоять» на расстоянии точно не сделает ни одна.
Все дело в том, что главная задача дрессировки, на мой взгляд, это сделать жизнь собачью безопасной. Наши псы — звери неразумные. Они не умеют «от природы» принимать верные решения, чтобы не попасть под машину, не отравиться дохлым ежом и не потеряться в городских дворах. Человеческий язык они тоже изначально не понимают, а значит, не смогут вовремя услышать распоряжение своего человека в критической ситуации. Поэтому суть песьего воспитания — донести до зверя, что человек знает, как быть в безопасности, и подскажет при необходимости. Но для этого собаке придется выучить пару-тройку важных слов и научиться реагировать на них определенным образом.
Это как с ребенком, который никогда не повзрослеет и не станет дееспособным. Только собаке еще и непонятна концепция «хорошо и плохо». И ей не объяснить, что проезжая часть — опасное место, дохлый еж — невкусный и бесполезный, а оказавшись без хозяина в незнакомом квартале, можно никогда не вернуться домой.
Поэтому псу придется заучить несколько алгоритмов и следовать им, не включая мозг и не задавая дополнительных вопросов. За судьбу собаки, которая четко знает пару-тройку важных команд, легче нести ответственность. Как за ребенка, которого держишь за руку, пока он еще не может сам соблюдать правила перехода через дорогу.
Конечно, этой целью собачье дрессировка не исчерпывается. Еще одна важная мотивация — чтобы с псом было удобно. Такой бонус к безопасности на прогулках: удобно, когда пес не ломится с грязными лапами на белый диван без дополнительной команды, когда он может посидеть у ног, дожидаясь, пока вы допьете утренний кофе, или когда приносит пульт от телевизора, если вам лень вставать. Собаку можно учить быть удобной, совершенствуя до бесконечности. Это не особо влияет на безопасность — в конце концов у вас всегда есть средства контроля (поводок, намордник или закрытая собачья площадка). Но позволяет меньше суетиться и иметь больше свободных рук для стакана кофе и круассана.
А еще учить собаку интересно. И это тоже то, ради чего люди занимаются дрессировкой. Процесс объяснения чуваку, который не понимает человеческого языка, что взять вот эту штуку у телевизора и принести мамичке на коленки — это круто, очень занятный. Некоторые псы с такой самоотдачей учатся новому, что рядом с ними чувствуешь себя великим педагогом Макаренко и ловишь восторг демиурга. Этот восторг поймет любой, кто когда-нибудь превращал мехового несмышленыша в понимающего человечьи слова зверя. Да и просто кого-то чему-то успешно учил. Дрессировка ради интереса — на самом деле бесконечный источник веселья и всяких инсайтов.
Иногда такой интерес перерастает в жажду достижений. И тогда вырисовывается новая цель — быть не хуже таких же фанатов дрессировки во всяких собачьих дисциплинах. А то и победить их всех в обидиенс, аджилити или каком-нибудь фрисби. И это настоящий спорт со всеми его законами и правилами. Здесь почти не идет речь о прикладном применении, зато много азарта, адреналина и соревновательного духа. Как никто не предполагает, что футболистам в жизни пригождается умение закатывать мяч в ворота, так и собак учат ловить тарелочку, не планируя, что это станет прикладным навыком. Конечно, бонусом и у футболистов, и у ловцов фрисби идет физическая форма, но и риски в виде физических травм прилагаются тоже. Спорт есть спорт.
Дрессировка ради хозяйских амбиций — тоже нормальная цель. Наше самолюбие может реализоваться в идеально выращенной, по мнению судей на выставках, собаки, в ее племенной работе, отличных оценках и красивых показах в ринге. Конечно, ради этого тоже приходится собаку учить и готовить к выходам в свет. Не все навыки из набора выставочной собаки пригодятся в обычной жизни, но без них не заработать медалей, не испытать радости от очередной победы и не удовлетворить подобного рода амбиций. Это тоже своего рода спорт, которым редко занимаются те, кто не понимает удовольствия от выставок.
Но что это я все о целях владельцев. Дрессировка любого рода помогает просто развлечь пса. Большинству собак доставляет радость взаимодействие с людьми, будь то обучение прикладным навыкам, воспитание ради удобства, спорт или выставки. И даже когда кажется, что меховой чувак совершенно не заинтересован в собственном обучении, и предпочитает совершенствоваться только в поиске тухлятины под кустом, дрессировка остается полезной для его развития штукой. Поэтому многие мамички учат своих шерстяных ребят совершенно бесполезным штукам — делать зайку, искать корицу среди прочих запахов, загонять огромные мячи в ворота.
Все это, конечно, «не пригодится» в жизни. Но это как «бесполезные» предметы в школе. Пусть вы после 10 лет изучения таблицы Менделеева не станете химиком, зато научитесь анализировать информацию, ориентироваться в контекстах и решать бытовые задачи. И люди, и собаки не всегда учатся ради конкретных умений, но всегда — ради общего развития. Пес, которого учат чему-то новому, пусть даже неважному, лучше помнит старое и важное, больше доверяет «учителю» и не теряет интереса к жизни. А еще привыкает справляться с эмоциями и сосредотачиваться.
С занятий собаки обычно возвращаются домой усталыми, но довольными. И тут наступает момент, когда я всем советую не перегружать пса дрессировкой. Потому что среди сотен советов о том, «как нагрузить собаку», встречается очень мало рекомендаций о том, как ее не перегрузить. Учиться и практиковаться в умениях тяжело не только людям, псов это тоже сильно выматывает. И если перебарщивать, можно добиться немного не тех результатов, на которые рассчитывали.
Переутомившийся пес не может нормально спать, он бесится без причины и становится более тревожным. И если вы наблюдаете такое после многочисленных собачьих кружков и секций, то пришло время снизить нагрузку. Псу вполне хватит одного факультатива в неделю и одной секции в один период времени. Заменять 14 часов, которые полагаются псу для сна, ноузворком, плаваньем и аджилити одновременно — не очень хорошая идея, если ваша собака — обычный зверь-компаньон.
Ну и еще один совет: не делать ничего из вышеперечисленного через силу. Это не обязательная программа, чтобы называться достаточно хорошей собачьей матерью. От достаточно хорошей собачьей матери требуется только одно — хорошо владеть средствами разумного контроля собаки, чтобы она не попала в беду, пока у вас нет ресурса ее дрессировать. Когда-нибудь ресурс появится, и занятия будут удовольствием. А до этих пор всегда можно «брать за руку» пса и не давать ему совершать глупости, как тому ребенку, который еще не научился самостоятельно переходить дорогу по зебре.
Фото Екатерина Иванова, ikakond, helenasidorenko, oh_doshi, обработали Ренат Муртаев и Катерина Соловьева