И-16 тип 4
Первая "вынужденная" модификация, появление которой было обусловлено нехваткой на раннем этапе серийного выпуска двигателей М-25, из-за чего самолёты оснащались гораздо менее мощными моторами М-22 и обладали относительно невысокими лётными данными. Двигатель покрыт гладким цилиндрическим капотом, открытым спереди. Выхлоп осуществлялся под капот. Винт постоянного шага без кока. Вооружение составляли два скорострельных пулемёта ШКАС, размещённых в центроплане и стрелявших вне диска вращения винта. Боекомплект по 900 патронов на ствол. Кабина закрыта узким клиновидным фонарём, сдвигающимся вперёд, сквозь который проходил телескопический прицел ОП-1. Самолёт выпускался в 1935 году. Всего построено около 400 экземпляров, которые не применялись в боевых действиях и к концу 1930-х годов были переданы из строевых частей в лётные школы.
И-16 тип 5
Самолёт с мотором М-25А, обладавшим повышенной мощностью и высотностью. Внешне отличался от предшественника наличием кока - обтекателя втулки винта и изменённым капотом. За счёт того, что выхлопные патрубки были выведены наружу сквозь выемки в крышках капота, зазор между капотом и фюзеляжем удалось значительно уменьшить. Это положительно сказалось на аэродинамике. Капот дополнила передняя панель с радиальными трапецеидальными прорезями для охлаждения мотора. Поток воздуха, проходящего сквозь них, можно было регулировать сдвижными шторками.
Выпускался с середины 1935 года до начала 1939-го и стал самой массовой модификацией И-16. Всего построено около 3500 таких машин. Они принимали участие во всех вооружённых конфликтах второй половины 1930-х годов, к которым имел отношение Советский Союз. Их боевой дебют состоялся в ноябре 1936 года в небе Испании, с 1937 года "пятёрки" отражали налёты японских бомбардировщиков на города Китая, весной 1939-го года они вступили в бой с японцами над рекой Халхин-Гол, а затем "отметились" в скоротечном польском походе и тяжёлой "зимней войне" с Финляндией за Карельский перешеек.
К июню 1941 года эти уже устаревшие и порядком изношенные истребители ещё оставались на вооружении многих авиаполков Советских ВВС.
И-16 тип 10
Бои в Испании и Китае показали, что двух пулемётов "пятёрки" недостаточно, чтобы успешно бороться с крупными, хорошо защищёнными двухмоторными и трёхмоторными бомбардировщиками. Поэтому в 1938 году была создана модификация с усиленным вооружением. Два дополнительных синхронных пулемёта ШКАС с боекомплектом по 650 патронов на ствол установили в фюзеляже над двигателем под выступающими обтекателями.
Другим воплощением боевого опыта стала установка бронеспинки сидения, защищавшей лётчика от пуль винтовочного калибра и крупнокалиберных пуль на излёте.
Кроме того, многие пилоты жаловались, что узкий и тесный фонарь кабины сильно ограничивал обзор и сковывал движения, из-за чего в полёте его обычно не закрывали. Поэтому на 10-й модификации решили отказаться от сдвижного фонаря, заменив его небольшим неподвижным козырьком перед кабиной. Одновременно телескопический прицел ОП-1 заменили на коллиматорный ПАК-1, гораздо более удобный в применении.
Не менее серьёзным изменениям, чем вооружение и кабина, подвергся планер и силовая установка машины. Крыло сделали значительно более прочным путём уменьшения шага нервюр и увеличения площади дюралевой обшивки. Механизм синхронного опускания элеронов убрали, а под фюзеляжем и центропланом установили отклоняемые щитки, позволяющие снизить посадочную скорость. Наконец, мотор М-25А мощностью 730 л.с. заменили на 750-сильный М-25В и поставили новый маслорадиатор, а для его охлаждения в нижней части лобовой панели капота сделали небольшой воздухозаборник.
Изменения привели к значительному увеличению массы и некоторому ухудшению аэродинамики. Поэтому, несмотря на рост мощности двигателя, лётные данные машины практически не улучшились, однако её боевой потенциал заметно вырос.
Некоторое время тип 10 выпускался параллельно с "пятёркой", но к весне 1939 года полностью заменил её на сборочном конвейере Горьковского авиазавода. Всего построено 934 машины этой модификации. Они участвовали в тех же войнах, и вооружённых конфликтах что и тип 5.
И-16 тип 17 (И-16П, ИП-16)
Вариант И-16 тип 17 с ещё более мощным вооружением. Крыльевые пулемёты ШКАС заменены автоматическими пушками ШВАК калибра 20 мм. с боекомплектом по 150 снарядов на пушку, который частично размещался в фюзеляже. Фюзеляжные синхропулемёты остались. Установка пушек привела к увеличению массы машины почти на 100 кг. и соответствующему снижению лётных данных. Поэтому, хотя тип 17 сохранил возможность ведения воздушных боёв, его в основном использовали как штурмовик для нанесения ударов по наземным целям. Впервые в этом качестве он был применён на Халхин-Голе в июле 1939 года. Пушки ШВАК оказались весьма эффективными против автомашин, броневиков и лёгких танков. В дальнейшем И-16П участвовали в войне с Финляндией и в начальном этапе Великой Отечественной войны.
Модификация выпускалась только в 1939 году, всего построено 314 самолётов.
И-16 тип 18
Появление в 1937 году мотора М-62 (дальнейшее развитие М-25 с увеличенной мощностью и высотностью) повлекло за собой создание истребителя И-16 тип 18, оснащённого этим мотором. Поскольку форма и габариты нового двигателя не отличались от предыдущего, внешне тип 18 был почти идентичен типу 10. Единственные отличия - появление небольшого воздухозаборника скоростного напора карбюратора наверху лобовой панели капота и выемок под убирающиеся лыжи в нижних боковых панелях капота в месте сопряжения фюзеляжа с крылом. Не менее важным, хотя и незаметным с наружи нововведением стала установка на бензобаке резинового протектора, предохранявшего от вытекания топлива при пулевых прострелах. Тип 18 был запущен в серию летом 1939 года, но выпускался он не долго, так как в том же году его сменила следующая модификация - тип 24. Построено 177 экземпляров.
И-16 тип 24
За счёт увеличения степени сжатия мощность мотора М-62 удалось повысить до 900 л.с. Новую модификацию назвали М-63 и установили на И-16, так появился тип 24. Помимо силовой установки, он отличался от предшественников винтом изменяемого шага АВ-1, для которого был сделан увеличенный кок, изменённой конструкцией шасси с улучшенной амортизацией и наличием механизма ручного запуска двигателя, с помощью заводной рукоятки. Кроме того, на хвостовом костыле укрепили небольшое колесо, а за кабиной оборудовали отсек для радиостанции, хотя на большинстве машин она отсутствовала. Также появилась возможность установки фотокинопулемёта на закабинном гаргроте и подвесных баков под крылом.
Тип 24 строился в 1939-1941 годах и активно применялся в Великой Отечественной войне. Всего выпущено 934 экземпляра.
И-16 тип 27
Эта малотиражная модификация представляла собой И-16 тип 18 с мотором М-62 и пушечным вооружением, аналогичным типу 17. Выпускались в 1939 году, построено 59 экземпляров.
И-16 тип 28
Пушечная версия типа 24, строилась в 1939-1940 годах в количестве 293 машины. Применялись в качестве истребителя и лёгкого штурмовика в начале Великой Отечественной войны.
И-16 тип 29
Последняя крупносерийная модификация И-16, которая производилась на 21-м авиазаводе с середины 1940 года. На самолёте отсутствовали крыльевые пулемёты ШКАС, зато в нижней части капота под двигателем был установлен крупнокалиберный синхронный пулемёт БС. Из-за этого воздухозаборник маслорадиатора был перенесён на правую сторону лобовой панели капота. Истребители 29-го типа оборудовались радиостанциями РСИ, а так же подкрыльевыми узлами крепления для дополнительных сбрасываемых ПТБ и шести пусковых установок реактивных снарядов РС-82. Полотняная обшивка крыла и элеронов в местах установки РС заменена дюралем.
Всего было выпущено 650 И-16 тип 29, из них последние 80 машин - в начале 1941 года. Без внешних подвесок этот самолёт обладал наивысшими лётными данными из всех модификаций И-16, однако его стрелковое вооружение было довольно слабым, особенно против бомбардировщиков. Тем не менее И-16 тип 29 активно применялся на Советско-германском фронте вплоть до 1943 года.
УТИ-4 (И-16 тип15)
Двухместная учебно-тренировочная модификация И-16, сделанная на базе И-16 тип 5. Курсант размещался в передней кабине, инструктор - в задней, там же находилась рукоятка выпуска-уборки шасси. Вооружение отсутствовало. Самолёт был запущен в серию в 1937 году и строился крупными партиями, причём пик серийного выпуска пришёлся на 1940 и 1941 годы, когда производство боевых модификаций уже сворачивалось. Очевидно, это было связано с большим количественным ростом Советских ВВС в предвоенный период и необходимостью резкого увеличения парка учебных машин для подготовки лётных кадров. С целью упрощения и удешевления производства часть самолётов выпускалась с неубираемым шасси. На некоторых таких машинах инструктор размещался спереди, а задняя кабина закрывалась непрозрачным колпаком для отработки "слепых" полётов.
Всего построено 3189 экземпляров УТИ-4.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ
И-16, прозванный в народе "ястребком", а среди пилотов - "ишачком", был, пожалуй, самым известным Советским боевым самолётом 1930-х годов. И это не удивительно, ведь его легко узнаваемый "лобастый" силуэт был растиражирован на многочисленных плакатах, открытках, страницах газет и журнальных обложках. А после выхода в широкий прокат в 1939 году фильма "Истребители", в котором И-16 "сыграл" одну из главных ролей, о нём узнала вся страна. Всего за год этот фильм посмотрело 27 млн. человек.
Громкая слава И-16 была вполне заслужена. Впервые он заявил о себе в Испании, где появление этих машин под управлением Советских пилотов сразу положило конец господству в воздухе фашистской авиации. Самолёт продемонстрировал превосходство в скорости и вертикальном маневре над итальянскими истребителями-бипланами CR-2 и немецким Не 51.
Пока наши добровольцы сражались на И-16 над Мадридом, Теруэлем и Барселоной, их товарищи и однополчане на этих же машинах вступили в бой с японской авиацией в небе Китая. Японцы воевали на морских истребителях-монопланах А 5М. Эти машины были маневреннее, чем И-16, обладали равным с ним вооружением, но уступали в скорости и боевой живучести. В жарких воздушных сражениях над Нанкином и Уханем обе стороны несли потери, но Советским и Китайским лётчикам, как правило, удавалось отражать налёты "воздушных самураев".
Ещё более массовые и ожесточённые воздушные битвы развернулись весной и летом 1939 года в районе реки Халхин-Гол, где японцы вторглись в Монголию. Советские войска и авиация, верные союзническому долгу, выступили на стороне Монгольской армии. Здесь японцы применили новый истребитель Ки-27 с улучшенной аэродинамикой, высотным мотором и, очень хорошей для самолёта монопланной схемы, горизонтальной маневренностью. Он оказался весьма серьёзным противником, однако и с ним И-16 сражался на равных, в конечном итоге одержав победу в воздушной войне.
Между тем Халхин-Гол и финальные бои в Испании, в которых приняли участие новейшие немецкие истребители Bf 109, показали что время побед И-16 близится к завершению. Появившиеся за рубежом скоростные боевые машины с мощными моторами и сильным вооружением лишили стареющего "ишачка" его преимуществ. Однако подготовленный ему на замену И-180 оказался неудачным, а перспективным истребителям нового поколения - Як, МиГ, и ЛаГГ - предстоял долгий путь разработки, испытаний и внедрения в серийное производство. Поэтому И-16 продолжал выпускаться и поступать в строевые части ещё более года.
К началу Великой Отечественной войны И-16 тип 10, 24 и 29 оставались самыми массовыми истребителями в Советских ВВС. В западных военных округах их насчитывалось более 40% от общего числа самолётов этого класса. И хотя они почти по всем параметрам уступали Bf 109E, а особенно Bf 109F, наши лётчики самоотверженно вступали в схватки с врагом и наносили ему урон, зачастую ценой собственной жизни... Большинство И-16 погибли в тяжёлых и неравных боях лета и осени 1941-го, но отдельным машинам повезло дожить до 1943-го и даже до 1944 года, когда они были списаны по физическому и моральному износу.
Первые серии И-16 выходили с заводов в стандартной для тогдашней Советской авиации схеме окраски одномоторных машин - тёмно-зелёный верх, светло-голубой низ. При этом капоты моторов, как правило, были чёрными. Так же выглядели самолёты, поступившие в Испанию и Китай. Красные пятиконечные звёзды без окантовок наносили на борта фюзеляжа за кабиной и на консоли крыла, сверху и снизу. Уже в частях на вертикальном оперении рисовали белой, голубой или красной краской тактические номера, состоявшие из одной или двух цифр. Цвета номеров на самолётах одной эскадрильи обычно совпадали.
В 1938 году в Советских ВВС был введён так называемый "камуфляж мирного времени", представлявший собой покрытие всего самолёта алюминиевой краской - серебрянкой. Считалось, что она лучше предохраняет машину от солнечных лучей и атмосферных воздействий. При вступлении в боевые действия самолёты надлежало перекрасить сверху и с бортов в маскировочный зелёный цвет, что и было сделано на Халхин-Голе. Зимой в районах с устойчивым снежным покровом самолёты покрывали белой краской, которую весной смывали.
В начале 1940 года очередным приказом "камуфляж мирного времени" отменили, и самолёты опять стали красить в зелёно-голубые тона. В 1941 году изменилось расположение опознавательных знаков: теперь звёзды на крыле рисовали только снизу, зато они появились на вертикальном оперении. Соответственно, тактический номер "переехал" с оперения на фюзеляж. Впрочем, к началу Великой Отечественной войны в авиачастях оставалось ещё довольно много машин с опознавательными знаками нанесёнными по старой схеме.
Отдельного упоминания заслуживают так называемые "красные пятёрки" - пилотажные группы И-16, выступавшие на различных праздниках и воздушных парадах. Судя по воспоминаниям очевидцев, самолёты этих групп были целиком окрашены в красный цвет.
ОГРОМНОЕ СПАСИБО ЗА ВАШЕ ВНИМАНИЕ!!! Подписывайтесь, ставьте лайки, комментируйте!!! Дальше, интересней!!!