Эксперименты на тему формирования привязанности.
Сейчас мы все прекрасно знаем, что для формирования здоровой и крепкой связи между родителем и ребенком приоритетны чувства любви, тепла и безопасности.
Питание, благосостояние ребенка – дело десятое.
В 60е годы был проведен эксперимент с детенышем обезьяны и двумя искусственными мамами. Одна давала питание, но была холодной. Вторая была обтянута шкуркой.
Детеныш подбегал насытиться, но постоянно «висел» на той маме, которая собственно пропитания ему не давала.
Что значит давать тепло и безопасность и как долго?
Далее исследователи продолжали свои наблюдения уже за человеческими мамами и детками.
И тут было много теорий и экспериментов. Один из вопросов, который мучал исследователей: будет ли ребенок более привязан к маме, если проводит много времени? Сколько это?
Оказалось, что продолжительность присутствия мамы не имеет никакого значения.
Масса примеров присутствия матери 24/7 и абсолютной холодности в отношениях.
Собственно, как есть и обратные ситуации.
Значит, дело не в продолжительности времени.
Следующие исследования:
А каким должно быть это время, которое необходимо выделить ребенку для того, чтобы сформировать теплую связь?
И гипотеза о немедленной включенности мамы, как и о повышенном внимании – провалилась.
В экспериментах мамы по-разному реагировали на запрос ребенка.
📍немедленно все бросить
📍доделать максимально дела и потом выдать свое внимание на 100%
📍по возможности быстро среагировать на ребенка. Предупредить мягко о задержке. И тут важный момент! в момент, когда мама выходит на контакт, убедиться, что не нарушена та самостоятельная деятельность, которой ребенок занят в этот момент.
Сейчас большинство исследователей детского воспитания и детско-родительского взаимодействия склоняются в сторону разумного подхода.
➕не идеализация ребенка
➕ обязательные правила, нормы, границы
➕эмоциональная поддержка
➕внимание к потребностям ребенка.
Если в тот момент, когда вы освободились, ребенок уже нашел игру и увлеченно играет, не стоит его прерывать. И уж тем более настаивать: «Ты меня дёргал, я сейчас свободна».
Ребенка нужно предупредить, что вы рядом и он может обратиться, когда понадобиться.