- Мама, Светке новую куклу купили, - Катя встретила маму с работы с недовольным видом.
- Потерпи, доченька, два дня. В пятницу у меня короткий день, успею я добежать в универмаг. Куплю тебе такую же куклу.
- Не-ет, - надула губы Катя. – Так нечестно, Светка будет играть в куклу на два дня дольше, чем я.
Два дня Кате ждать всё же пришлось, не отпрашиваться же матери с работы ради покупки куклы. Два дня зависть, неизвестно откуда возникшая в душе шестилетней Кати, не давала ей покоя.
Когда Катя взяла долгожданную куклу в руки, её постигло жуткое разочарование: у Светки кукла лучше! Хотя куклы были абсолютно одинаковы, тогда, в середине восьмидесятых годов, выбор игрушек в провинциальном городе был невелик. Но Кате казалось, что у её куклы правая нога кривая, а у Светиной – все ноги ровные.
Придя однажды к Свете в гости со своей куклой, Катя поменяла кукол, когда Света ненадолго отвлеклась. Домой Катя шла абсолютно счастливая, теперь у неё кукла с ровными ногами, значит гораздо лучше Светиной.
Но дома Катю опять ждало разочарование: рассмотрев получше куклу, девочка заметила, что у той, её куклы, глаза и губы были более яркими, а у этой даже уголок губы стёрт. Несправедливо! Опять Светке досталась лучшая кукла. На следующий день Катя напросилась к Свете в гости и вернула свою куклу назад.
Подруги были ровесницами, через год они пошли в школу, сели за одну парту. И опять – зависть! Света писала в прописи красивые, ровные буквы, а Катя выводила каракули. Свету учительница хвалила, а Катю – нет.
В столовой – так вообще полная несправедливость. Буфетчица неизменно подавала Кате стакан, в котором компота было меньше, чем у других. С кексом тоже беда: на Светкином сахарной пудры гораздо больше.
- Свет, давай кексами поменяемся, - предложила Катя.
- Зачем? – удивилась Света.
- Ну, мы же подруги: ты мой съешь, а я – твой.
- А-а, давай! – обрадовалась девочка.
Катя с удовольствием ела кекс. Вкусно, сладко! Светкин явно не такой сладкий, как у неё! Съев половину, Катя чуть не подавилась. Теперь ей казалось, что кекс, который она отдала Светке, был гораздо больше…
Дальше – хуже. По десять лет девочкам исполнилось. Катя узнала, что в детский универмаг джинсы привезли. Фирменные! Настоящий дефицит и несбыточная мечта! Радостной новостью Катя необдуманно поделилась со Светой.
- Мама придёт с работы, и мы пойдём в универмаг! Приходи ко мне вечером, - приглашала Катя Свету. – Посмотришь на настоящие джинсы!
Джинсы стоили немало. Светина семья жила немного скромнее, чем Катина, поэтому девочка была уверена, что не видать Светке обновки, как своих ушей. Но она жестоко ошиблась.
Светина мама добралась до универмага раньше, чем Катина, к тому времени злополучный универмаг стал работать на час дольше. В итоге Света стала счастливой обладательницей джинсов, а Катя… Её мама приехала с работы за полчаса до закрытия магазина, когда нужный размер уже был распродан.
Катя стояла у входа в универмаг и глотала слёзы, она была очень зла на мать. Ну почему Светкина успела, а её где-то задержалась?
На следующий день Света гордо разгуливала по улице в новых джинсах, привлекая завистливые взгляды сверстниц и более старших подростков. Катя так вообще себе места не находила. Ей казалось, что Света гуляет в ЕЁ джинсах – это ведь она узнала про джинсы и поделилась новостью с подругой.
«Нехорошо Светка поступила, - злилась Катя. – Увела из-под носа обновку и радуется. Раз так, не буду я ей больше ничего говорить, пусть сама узнаёт. Эх, жаль, такие джинсы вряд ли ещё в наш магазин завезут. Ладно, будет ещё на моей улице праздник! Светка мне ещё обзавидуется!»
Подруги росли, взрослели. В трудные девяностые родители Кати были более успешными, чем Светины. Одевалась Катя лучше, питалась тоже. Учились подруги примерно одинаково – были хорошистками.
Катя к пятнадцати годам превратилась в настоящую красавицу. Всё было при ней: и лицо, и фигура. Мальчишки с восьмого по одиннадцатый класс заглядывались на Катю.
Свету природа не наделила такими внешними данными, на лицо она была самой обычной девушкой. А вот рост! С ростом была настоящая беда. Как-то за одно лето Света вымахала на целых двенадцать сантиметров, и её фигура сделалась несуразной: слишком высокая и слишком худая. Даже не худая, а плоская, никаких выпуклостей на теле Света к пятнадцати годам не имела, ни спереди, ни сзади.
Девушка не сразу научилась совладать со своим ростом. Она смешно ходила, неуклюже раскачиваясь из стороны в сторону.
«Тётя Света, достань воробушка!» - часто слышала она от сверстников. Были и другие издёвки по поводу её роста, сначала было обидно, но потом привыкла и перестала обращать внимание.
В общем, Света по всем статьям проигрывала Кате, завидовать было нечему. Единственное, чему можно было позавидовать – это Светиным волосам, они у неё были длинные, густые и послушные. Катя такой роскошной шевелюрой похвастаться не могла. Но это была, так, мелкая зависть, от неё Катя несильно страдала. Она не могла жить без настоящей, крепкой зависти, поэтому свой взор Катя решила переключить на Наташу – отличницу, лучшую ученицу и старосту класса.
Как это? Наташу все учителя хвалят, она – гордость школы, а её, Катю, никто не хвалит, она всего лишь навсего крепкая хорошистка.
И Катя, сгорая от зависти, ударилась в учёбу. Нельзя сказать, что от природы она была наделена особыми умственными способностями. Если Наташе учёба давалась без лишних усилий, то Кате усилия приходилось прикладывать. И очень немалые.
- Дочка, ты бы отдохнула немного, до ночи над учебниками сидишь. Вон, уже круги под глазами появились, - переживала мать.
Катя молчала, продолжая корпеть над книгой. Где уж тут отдохнуть, если сегодня учительница расхваливала и так, и эдак Наташкино сочинение, а про её, Катино, не сказала ни слова, хотя Катя тоже получила «пятёрку». Какая несправедливость! Наташку хвалят, а её – нет…
Оказывается, зависть иногда бывает полезной. Вряд ли Катя ещё несколько лет назад могла представить, что окончит школу с медалью. Но ведь окончила! С серебряной. Химию Катя так и не смогла освоить на «пять». Кате бы радоваться, но – опять разочарование и зависть, ведь Наташа получила золотую медаль…
Катя не планировала покидать родной город, собиралась поступить в местный институт, но, узнав о планах Наташи отправиться в Москву, загорелась этой идеей. Как это? Наташка будет в Москве учиться, а она чем хуже? Нет, она ещё всем докажет…
Родители отговаривали Катю от поездки в Москву, говорили, что поступить туда очень сложно. Не поступит в Москве – год потеряет. Но Катя была упряма, переубедить её было практически невозможно.
Со Светой Катя продолжала дружить, но больше по привычке. Света, несмотря на сложный характер Кати, искренне любила подругу и не хотела с ней расставаться.
- Кать, не уезжай. Далась тебе эта Москва. Поступим с тобой в наш, местный институт. Чем он хуже?
- Ничего ты не понимаешь, Светка, - усмехалась Катя. – Москва – это огромные перспективы. Поехали лучше вместе.
- Нет, Катя, это ты у нас медалистка, имеешь шансы. А я в своих силах не уверена, думаю, у меня не получится поступить.
- Как знаешь… Оставайся в нашем захолустье, а я уезжаю!
Катя уехала. И поступила! После первого курса она приехала на каникулы в родной город. Света была очень рада видеть подругу, а Катя вела себя сдержанно, за год в Москве она успела обрасти подругами, которые казались ей более интересными, чем Света.
Некоторые из новых Катиных подруг вызывали у неё жгучую зависть, они были из обеспеченных семей и могли себе позволить хорошие шмотки, частые походы в клубы и кафе. Катя жила на стипендию, родители высылали денег, но этого катастрофически не хватало на ту жизнь, о которой мечтала девушка.
«Ничего, я сама добьюсь, - скрипела зубами Катя от зависти, увидев на подруге модную куртку, очень дорогую. – Десяток таких курток куплю! И квартиру в Москве куплю. И все будут мне завидовать…»
Красотка Катя нравилась многим парням, но отношения ни с кем не складывались, характер у девушки был скверный. К тому же, она была не готова к серьёзным отношениям, она мечтала о карьере, а не о семье.
Катя успешно окончила институт, училась она в основном на «хорошо», без блеска. Оценки – не главное, будущий работодатель не станет на них смотреть, решила она. Важно уметь преподнести себя, показать, на что ты способен в деле. А преподнести себя Катя умела, здесь ей не было равных!
Работу мечты Катя нашла спустя два года, устроилась в крупный банк. И там пошла, пошла шагать по карьерной лестнице.
Со временем Катя купила квартиру в Москве, неплохую машину, летала отдыхать два раза в год, могла себе позволить брендовую одежду. В общем, Катина жизнь удалась. Теперь не она завидует, а многие завидуют ей – то, к чему она стремилась с детства.
Прошло тринадцать лет с тех пор, как Катя не была в родном городе. Она привыкла к другой жизни и в провинциальный город её совсем не тянуло. В Катиной семье случилась неприятность: заболел отец. Местные медики разводили руками, и Катя прилетела, чтобы забрать отца в Москву, в столичной клинике она уже договорилась.
Света, узнав, что подруга детства и юности находится в городе, пригласила её на встречу. Катя прилетела на два дня, поэтому от предложения Светы не отказалась.
Перед встречей она слегка разволновалась, столько лет не общались. Как они встретятся, как сейчас выглядит Света?
Свету было не узнать, от худобы не осталась и следа, её фигура заметно расплылась.
- Что ты хотела? – добродушно улыбнулась Света, перехватив недоумённый взгляд подруги. – У меня трое детей.
- Трое? – удивлённо вздёрнула бровь Катя.
- Да, трое, - продолжала улыбаться Света. – Сначала дочка родилась, муж сына попросил. Я была не против второго ребёнка, но хотела родить через несколько лет. А муж сказал: чего ждать, пусть будут погодки, так даже проще. И я согласилась. Только вместо одного сыночка родились двое.
- Близняшки? – спросила Катя.
- Нет, они у нас совсем друг на друга не похожи… У меня же фотографии есть, - встрепенулась Света. – Сейчас я тебе покажу…
Света, сидя за столиком в кафе, стала с удовольствием показывать Кате фотографии, на которых были запечатлены счастливые лица: Света, муж и трое детей.
- Муж ниже тебя ростом? – опять удивилась Катя.
- Да, ниже. На восемь сантиметров. Но разве в росте дело? Мы с Витей любим друг друга, у нас прекрасные отношения. Ох, Катя! Я о таком семейном счастье даже мечтать не могла! – умиротворённо прикрыла глаза Света.
Катя молчала. Её начинало злить, что Света без умолку болтает о своей семье и даже не замечает её дорогих нарядов, кольца с бриллиантом. Да один флакончик Катиных духов стоит дороже, чем все вещи, которые есть при Свете. Брюки, свитер, пальтишко, телефон – всё дешёвое, уж Катя-то знала в этом толк.
- А у тебя как в личной жизни? – спросила Света.
Кате похвастаться было нечем, поэтому на вопрос она отвечать не стала и перевела тему разговора.
- Смотрю, ты избавилась от своих роскошных волос, - сказала она.
- Да-а, трое детей-погодок, тут уж не до красоты, - сказала Света. – К тому же дети постоянно хватали меня за волосы, мои длинные локоны очень их привлекали, поэтому пришлось отрезать, а потом отращивать уже не стала. Но я не жалею, с короткой причёской гораздо удобнее.
«А я завидовала твоим роскошным волосам» - хотела сказать Катя, но сдержалась.
Света продолжила рассказывать о своей жизни, она говорила легко и искренне, не испытывая ни капли зависти к подруге детства. Света радовалась малому, каждый её день был наполненным и счастливым.
Катя слушала и чувствовала, что внутри неё начинает бушевать, казалось бы, забытое чувство – зависть. Опять эта Светка обошла её! У неё нет таких богатств, как у Кати, но неужели она счастливее?
«Нечему тут завидовать, - пыталась успокоить себя Катя. – Что эта Светка видит? Живут от зарплаты до зарплаты. Хвалится тем, что два года назад ездили отдыхать в Геленджик. Вот счастье-то! На приличных курортах ей никогда не побывать!»
Как ни успокаивала себя Катя, но зависть не унималась, она накатывала волнами и давила на грудь так, что порой становилось трудно дышать. Катя стала думать, что живёт как-то не так и упускает в жизни что-то важное.
- Рада была тебя видеть, - сухо сказала Катя. – Мне нужно идти.
- Да, понимаю, - ответила Света. – Надеюсь, твой отец скоро поправится…
Катя подозвала официанта и попросила счёт.
- Я заплачу, - сказала она.
- Зачем, Катя? Не нужно, я в состоянии оплатить свой счёт в кафе, - возразила Света.
- Светуль, у тебя трое детишек – это же большие траты, - мягко сказала Катя. – А для меня этот счёт – сущие копейки. Ты просто не бывала в московских ресторанах, там цены в разы выше, а я часто обедаю или ужинаю в ресторане.
- Спасибо… - сказала Света, деньги в её семье действительно были не лишними.
А Катя чувствовала себя триумфатором, всё-таки утёрла она нос Светке!
За лечение отца Катя выложила кругленькую сумму, главное, что лечение оказалось успешным. Через полтора месяца Катин отец вернулся домой вполне бодрым и здоровым.
А Катя накупала себе новые наряды, парфюмерию, украшения, слетала на недельку на дорогой курорт, но впервые за долгие годы ничего её не радовало. Ничего! Катя часто вспоминала встречу со Светой, и зависть опять накатывала волной.
Был в жизни Кати мужчина, к которому она испытывала нежные чувства. Но он – всего лишь личный водитель у одной её хорошей знакомой. Катю тянуло к нему, было видно, что Денис тоже к ней неравнодушен. Но он не решался сделать шаг первым, а Катя об отношениях с ним не помышляла. Как можно? Водитель! Люди из её круга засмеют.
Катя летела в самолёте, возвращаясь с курорта, и думала. Она решилась. Сегодня же она встретится с Денисом. Она готова к отношениям с ним и плевать, что будут говорить другие. Вон, у Светки муж на целых восемь сантиметров ниже её, смотрится нелепо, зато сколько счастья в их семье. По Светке видно, она просто светиться от счастья.
Работу Денису она другую найдёт. И будет Катя счастлива с ним, детишек нарожает. Троих, чтобы не меньше, чем у Светки… И тогда эта давняя, жгучая зависть навсегда покинет её…