Опровержение идолопоклонников
Ложность их религии можно доказать четырьмя доводами:
1. Их идолы сами сотворены, поклоняющиеся им сами сделали для себя этих истуканов, а ведь созданное не может быть Богом! Из-за этого Ибрахим (мир ему) упрекал свой народ словами:
قَالَ أَتَعْبُدُونَ مَا تَنْحِتُونَ وَاللَّهُ خَلَقَكُمْ وَمَا تَعْمَلُونَ
«Он (Ибрахим) сказал [им]: «Неужели вы поклоняетесь тому, что сами же высекаете [из камня]? Аллах сотворил вас и всё, что вы делаете»⁸º.
2. У этих идолов нет Божественных Качеств, таких, как Жизнь (Хаят). Знание ('Ильм). Могущество (Кудра) и др. Поэтому Ибрахим мир ему) так сказал отцу своему:
إِذْ قَالَ لِأَبِيهِ يَا أَبَتِ لِمَ تَعْبُدُ مَا لَا يَسْمَعُ وَلَا يُبْصِرُ وَلَا يُغْنِي عَنكَ شَيْئًا
«Вот он сказал своему отцу: «Отец мой! Почему ты поклоняешься тому, что не слышит и не видит, и не приносит тебе никакой пользы?» (сура «Марьям», аят 42).
Также Всевышний сказал:
قُلْ أَفَرَأَيْتُم مَّا تَدْعُونَ مِن دُونِ اللَّهِ إِنْ أَرَادَنِيَ اللَّهُ بِضُرٍّ هَلْ هُنَّ كَاشِفَاتُ ضُرِّهِ أَوْ أَرَادَنِي بِرَحْمَةٍ هَلْ هُنَّ مُمْسِكَاتُ رَحْمَتِهِ
«Спроси [их, о, Мухаммад]: «Видели ли вы тех [идолов], кому поклоняетесь вместо Аллаха? Если Аллах захочет причинить мне вред, смогут ли они избавить меня от этого вреда? Или, если Он захочет оказать мне милость, смогут ли они удержать Его милость?» (Сура «Аз-Зумар», 38).
3. Идолы могут исчезнуть, могут быть унижены. Разве ты не знаешь, как Ибрахим (мир ему) разбил идолов на куски, чтобы это стало доводом против его народа? Также в день, когда была взята Мекка, рядом с Ка'абой стояли идолы, укреплённые свинцом. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) указывал на них посохом и читал аят:
جَاءَ الْحَقُّ وَزَهَقَ الْبَاطِلُ إِنَّ الْبَاطِلَ كَانَ زَهُوقًا
«Пришла истина, и исчезла ложь. Поистине, ложь обречена исчезнуть!» (сура «Аль-Исра», аят 81).
И когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) указывал на лицо какого-то идола, тот сразу падал на спину, а когда указывал на спину – тот падал на лицо. И так были повержены все идолы, стоявшие там (аль-Бухари, № 4720; Муслим, № 1781).
4. Все доводы на Единственность Аллаха, которые мы рассмотрели выше, указывают на ложность убеждений идолопоклонников.
Опровержение зороастрийцев (огнепоклонников)
Опровержение утверждения зороастрийцев о том, что благо исходит от света, а зло – от тьмы, а также опровержение тех, кто поклоняется огню, солнцу и т. п.
Ложность их верований доказывается двумя способами:
1. Все доводы на Единственность Аллаха, которые мы рассмотрели выше;
2. Поистине, солнце и луна, планеты и звезды, свет и тьма, которым они поклоняются. – во всех них мы видим признаки возникших, сотворенных Аллахом предметов. Ты поразмысли над тем, как Ибрахим (мир ему) доказал им, посредством их заката и исчезновения, что они не являются богами, и посмотри, как они подвергаются изменениям. Тогда станет ясно, что они – возникшие и нуждаются в Творце. А творения не могут быть Богом и не могут сами создавать что-либо в этом мире. Всевышний Аллах говорит:
الْحَمْدُ لِلَّهِ الَّذِي خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ وَجَعَلَ الظُّلُمَاتِ وَالنُّورَ ثُمَّ الَّذِينَ كَفَرُوا بِرَبِّهِمْ يَعْدِلُونَ
«[Вся] Хвала Аллаху, Который создал Небеса и Землю, и сотворил тьму и свет. Но затем [несмотря на все знамения и чудеса] неверующие приравнивают к своему Господу [Его творения – поклоняясь им]» (сура «Аль-Ан'ам», аят 1).
Также Всевышний говорит:
لَا تَسْجُدُوا لِلشَّمْسِ وَلَا لِلْقَمَرِ وَاسْجُدُوا لِلَّهِ الَّذِي خَلَقَهُنَّ إِن كُنتُمْ إِيَّاهُ تَعْبُدُونَ
«Из Его знамений – ночь и день, Солнце и Луна. Не преклоняйтесь ни перед солнцем, ни перед луной [и не поклоняйтесь им]. Преклоняйтесь (совершайте земной поклон) перед Аллахом, Который создал их – если Ему вы поклоняетесь» (сура «Фуссылят», аят 37).
Речи же поклоняющихся стихиям, светилам и пр. – всего лишь слова, на которые нет никаких доказательств.
Опровержение материалистов
Ложность их убеждений разъясняется двумя способами:
1. У природы нет таких качеств, как Жизнь (Хаят). Могущество (Кудра). Воля (Ирада). Поэтому недопустимо относить к ней какое-либо действие;
2. Разнообразие форм и видов творений указывает на то, что природа не имеет никакого влияния на них. ведь, если бы она оказывала влияние, то вещи получались бы только одного вида⁸¹. Поразмысли над Словами Аллаха:
أَلَمْ تَرَ أَنَّ اللَّهَ أَنزَلَ مِنَ السَّمَاءِ مَاءً فَأَخْرَجْنَا بِهِ ثَمَرَاتٍ مُّخْتَلِفًا أَلْوَانُهَا وَمِنَ الْجِبَالِ جُدَدٌ بِيضٌ وَحُمْرٌ مُّخْتَلِفٌ أَلْوَانُهَا وَغَرَابِيبُ سُودٌ
«Разве ты не видишь, как Аллах низводит с неба воду!? Ею (этой водой) Мы взрастили плоды разнообразной окраски. А в горах есть разные тропы – белые, красные и разных цветов (в том числе и совсем чёрные»⁸².
Также Всевышний Аллах говорит:
يُسْقَى بِمَاءٍ وَاحِدٍ وَنُفَضِّلُ بَعْضَهَا عَلَى بَعْضٍ فِي الْأُكُلِ
«Их поливают одной водой. [Несмотря на то, что, казалось бы, они должны быть одинаковыми на вкус] но одни из них Мы создаём лучше, чем другие, по вкусу»⁸³.
Примечания:
⁸º Сура «Ас-Саффат», аяты 95-96. Всевышний Аллах сотворил вас и все ваши действия – как произвольные, так и непроизвольные. Все в мире создано Аллахом. Зачем же вы поклоняетесь идолам, которых сами и вытесали из камня, а значит, их также создал Аллах? В чем смысл поклоняться творению, когда можно поклоняться Творцу? Этот аят используют ученые по акыде как довод на то, что Аллах создает все действия людей, а человек только выбирает их.
⁸¹ Природа, как сказано выше, не обладает волей, значит, она не может выбирать одно качество из ряда разнообразных допустимых для того или иного предмета качеств.
⁸² Сура «Фатыр», аят 27. Ибн Джузай пишет в тафсире: «Это доказательство того, что Всевышний Аллах – Творец, обладающий Волей И это опровержение материалистам, потому что природа могла бы производить только один цвет [поскольку не обладает волей и способностью выбирать]».
⁸³ Сура «Ар-Ра'д», аят 4. Имам Ибн Джузай пишет в тафсире к этому аяту: «Это довод на то, что Всевышний Аллах обладает Могуществом и Волей, поскольку разнообразие вкусов, форм и цветов, при том, что эти растения орошаются одной и той же водой, указывает на Его Могущество. И это также опровержение материалистов.
Автор: Ибн Джузай аль-Кальби аль-Гарнати (رحمه الله)
Источник: книга «Ясный свет. Основы исламских убеждений»
Продолжение: Ясный свет. Основы исламских убеждений. Часть 6
Предыдущие части:
Ясный свет. Основы исламских убеждений. Часть 1
Ясный свет. Основы исламских убеждений. Часть 2
Ясный свет. Основы исламских убеждений. Часть 3
Ясный свет. Основы исламских убеждений. Часть 4