Крейсера типа "Шарнхорст", по моему скромному мнению является одним из самых элегантных кораблей германской инженерной школы. Абсолютно узнаваемый и харизматичный силуэт, с четырьмя трубами и массивной центральной цитаделью которая кажется монолитной.
Этот корабль, вместе со своим близнецом, крейсером "Гнейзенау", стали венцом, и финальной точкой в развитии класса броненосных крейсеров в Германии. Все более поздние проекты разрабатывались с учетом концепции all big guns и сразу после промежуточного проекта крейсера "Блюхер" переродились в виде линейных крейсеров. Но это совсем другая история.
Крейсер "Шарнхорст" вступил в строй в 1907 году и был по настоящему могучим кораблем. Его характеристики для своего времени выглядели весьма впечатляюще:
Водоизмещение: 12 780 т. (что всего на 800 тон меньше чем у русских броненосцев типа «Бородино»)
Размеры д*ш*о, метров:144*21,6* 8,37
Бронирование: пояс — 150 мм, палуба —25-50 мм, башни орудий — 170 мм, казематы — 100 мм, боевая рубка — 200 мм
Вооружение: 2 × 2 и 4 × 1 — 210-мм, 6 × 1 — 150-мм, 18 × 1 — 88-мм.
Суд да дело, через какое-то время мирной жизни, наступила Первая мировая война.
Действия эскадры адмирала фон Шпее это отдельная большая история, про которую много написано (если дорогим читателям будет интересно, я могу представить свои соображения по этому вопросу) поэтому в рамках текущего очерка, я не стану останавливаться на этом.
Поясним лишь, что с началом войны крейсера "Шарнхорст" и "Гнейзенау" ушли в океан и довольно заметно ураганили там на английских морских коммуникациях. Этим они конечно вызывали ситуативное раздражение в британском Адмиралтействе. На поиски выделялись значительные силы флота, и несмотря на все тактические таланты фон Шпее, стратегический перевес Британии сказался.
Во время боя у Фолклендских островов, "Шарнхорст" был потоплен британскими линейными крейсерами "Инвинсибл" и "Инфлексибл". Это были противники совсем из другого поколения кораблей. Против них, у германского крейсера не было шансов.
Долгое время, не было до конца понятно, а где именно погиб "Шарнхорст". Почему-то данные по этому вопросу были довольно противоречивыми. Но с другой стороны, особо его никто и не искал. В XX веке было много других проблем и задач. Да и техника поиска затонувших кораблей в океане являлась удовольствием штучным и зачастую очень дорогостоящим. Надо сказать, что оно приобретало порой весьма фантасмагорические формы. Как например в случае с детективным и мистическим проектом "Азориан", статью о котором я недавно опубликовал.
Эпоха активных морских поисков пришлась на начало XXI века, когда с одной стороны появились сравнительно дешевые технологические решения, а с другой множество состоятельных и корпоративных энтузиастов, которые финансировали экспедиции.
И вот в 2014 году экспедиция проведенная под патронажем "Общества морского наследия Фолклендских островов" обнаружила затонувший крейсер "Шарнхорст". Флагман адмирала фон Шпее лежит на глубине 1610 метров, в 98 милях к юго-востоку от Порта-Стенли.
Экспедиции удалось сделать качественные снимки погибшего корабля. Он до сих пор выглядит грозно и элегантно. Сразу видно представителя аристократической породы броненосных кораблей. Ввиду особой жесткости конструкции они не сильно деформируются при падении на дно и во время нахождения в морской воде.
Завораживающее зрелище, напоминающее о суровом пути, которым идет человеческая цивилизация.
А сколько еще подобных памятников прошлому человечества лежит на морском дне? Вопрос риторический.
Данная тема неисчерпаемая, и если уважаемую публику интересуют какие-то аспекты военно-морской истории, пишите в комментариях, я всегда готов развить эту тему.
Всем творчества! Всем креатива!